Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Краудсорсинг и краудинвестинг приходят в российскую киноиндустрию

Новый проект Ивана Охлобыстина и Вадима Демчога сможет профинансировать любой желающий

4 сентября 2012 года в зале «Библиотека» отеля Ararat Park Hyatt прошла совместная презентация краудсорсинговой/краудинвестинговой финансовой площадки SmartMarket.net и национального кинопроекта «Оператор реальности» (SnimaiKino.ru), идейными вдохновителями которого стали актеры Иван Охлобыстин и Вадим Демчог. SmartMarket даст возможность любому желающему за небольшие деньги стать настоящим бизнесменом: в случае с «Оператором реальности» - речь пойдет о производстве российского кино.

Краудсорсинг и краудинвестинг приходят в российскую киноиндустрию

Краудсорсинг и краудинвестинг приходят в российскую киноиндустрию

Первая в России краудсорсинговая/краудинвестинговая площадка SmartMarket.net начала свою работу — она объединяет авторов интересных идей, желающих привлечь финансирование, потенциальных инвесторов и не только. Как показали исследования, проведённые в мае 2012 года, размер инвестиций, который рядовой человек готов дать на развитие интересного ему проекта, составляет около тысячи долларов, а количество таких людей превышает три миллиона человек.

Данные, вдохновившие SmartMarket.net: сравнимые проекты Kickstarter.com и Secondmarket.com


Сама идея создания площадки появилась полтора года назад, когда Константин Шабалин и его партнёры ещё работали в крупных финансовых компаниях. SmartMarket.net - это своеобразный симбиоз проектов Secondmarket.com (интернет-доска объявлений, на которой можно продавать и покупать акции непубличных компаний) и Kickstarter.com, который на сегодняшний день является образцом краудфандинговой площадки. В России, например, двести крупнейших непубличных компаний в 2010 году получили выручку почти в восемь миллиардов рублей на вторичном рынке). Г-н Шабалин, генеральный директор SmartMarket.net, считает, что:

В России происходит настоящий бум IT-сектора, резкий рост использования финансовых продуктов и повышенный спрос на развлечения - независимо от ситуации на финансовых рынках мира».

Данные вдохновившие SmartMarket.net: результаты опроса российской аудитории


Логика проекта проста: Smartmarket.net – площадка, где каждый желающий может представить презентацию своего бизнес-проекта, абсолютно прозрачный бизнес-план, видеоролик, а дальше самостоятельно озаботиться продвижением своей бизнес-идеи.

Видов мотивации для потенциальных инвесторов может быть несколько: возможность посещать в дальнейшем закрытые мероприятия, показы, попасть «за кулисы», получить именной столик в ресторане, имя в титрах фильма (своеобразная покупка "билета на будущее событие"), поучаствовать в создании будущего проекта (например, придумать идею или написать часть сценария фильма), изучить операционную часть интересного бизнеса, стать настоящим совладельцем. Уровень участия инвесторов и получаемые ими за это «дивиденды» определяет владелец проекта, а инвесторы, соответственно, решают, насколько им это интересно, нужно и стоит ли рисковать. Сама площадка берёт на себя задачу представления будущих партнёров и организации транзакции - за это SmartMarket.net возмёт процент (в среднем, около 10% от суммы сделки).

Только от «генератора» бизнес-идеи зависит, сможет ли он вдохновить потенциальных инвесторов, и, соответственно, сумма привлечённых средств. Площадка поможет ему только донести идею до широкого круга возможных инвесторов и просто интересующихся людей.


Презентация проектов SmartMarket.net и SnimaiKino.ru в зале "Библиотека" отеля Ararat Park Hyatt


Чёткого процесса защиты будущих инвесторов-непрофессионалов от мошенников представленно не было, но создатели обещают, что в ближайшее время появится собственная Служба безопасности, которая будет проверять поданные заявки на предмет возможных махинаций. Ещё один способ защиты: длинные и сложные проекты будут разделяться на фазы, с чётко прописанными результатами. Но в любом случае, потенциальный инвестор, в первую очередь, всегда должен понимать, что непрозрачные компании, старт-апы и вторичные рынки - это повышенный риск, который может принести как большую радость, так и большое разочарование.

Уже сейчас на SmartMarket.net представлено несколько проектов. Один из них — snimaikino.ru и его первый фильм «Оператор реальности». В основе лежит принцип краудсорсинга и краудфандинга: на данном этапе организаторов интересуют идеи аудитории, на более поздних этапах, возможно, будет реализована попытка привлечения непрофессиональных инвесторов. Одним из вдохновителей «Оператора» стал фильм Железное небо, успешно реализовавший краудсорсинговую модель через ресурс Wreck-a-Movie (следует отметить, что производство картины длилось около семи лет, а итоговый бюджет составил 7,5 млн. евро).

В настоящий момент у «Оператора реальности» нет ни сценария, ни режиссёра, ни утверждённого актёрского состава. Так что, возможности для участия и самореализации почти безграничны. Предполагаемый бюджет картины организаторы оценивают в 300 млн. рублей.


Представили этот проект его идейные вдохновители, участники сериала «Интерны» - актёры Иван Охлобыстин, по Skype со съёмочной площадки, и лично Вадим Демчог. Целю проекта, по словам актёров, является стремление привлечь большие массы людей в некую «Игру», проявить творческие возможности от самого зарождения процесса кино и до финальной стадии. Вадим Демчог предположил:

У юного поколения возникает мировоззренческий запрос на создание своих миров, в которых им комфортно и интересно. Более того, молодые готовы делиться своими идеями и совместно создавать продукт, отвечающий запросам современного мира, запросам широких масс и каждого отдельно взятого человека. Это парадокс времени, и сегодня мы имеем возможность совмещать творческую индивидуальность и коллективное развитие в рамках общих силовых полей».


Иван Охлобыстин добавил к этому, что «Оператор реальности» – это попытка систематизировать художественные поиски многих творческих личностей. Он предполагает, что проект будет честным, потому что только так можно отобрать лучших художников. Вот как выглядит первый «хулиганский» вирусный рекламный ролик картины «Оператор реальности»:



Отклик аудитории уже есть: по словам продюсера проекта Snimaikino.ru Ивана Круглова, запустив в Youtube, в тестовом режиме, снятые на телефон ролики в начале августа 2012 года, организаторы уже получили порядка ста сценариев для рекламных роликов проекта и около пятидесяти идей для самого фильма. Также у проекта уже более тысячи подписчиков в социальных сетях. С помощью их голосования организаторы попытались представить себе жанр будущего фильма: получается, что аудитория ждёт что-то вроде «фантастической комедии» или «комедийной фантастики» (за эти жанры выступили почти половина голосовавшей аудитории).

Кроме того, в рамках проекта SnimaiKino.ru c 29 сентября организаторы начнут проводить двухдневные платные семинары «Кинопрактика на Главкино», студенты которых будут реализовывать присланные на конкурс сценарии и, возможно, получат возможность поработать над «Оператором».

Генеральный директор проекта «Оператор реальности» Павел Швайковский подчеркнул, что Snimaikino.ru – это не только сам фильм, но и некая творческая площадка для взращивания новых кинопроектов. По словам Павла, для этого и нужна «Кинопрактика»: её участники получат возможность в течение двух дней получить новые знания в сфере кинопроизводства, а также воплотить свои идеи и, возможно, даже снять эпизоды будущего фильма «Оператор реальности» (скорее всего, речь всё же идёт о второстепенных ролях в съёмочной группе проекта, таких как ассистент режиссёра и подобных других):

На данном этапе сценария и жанра нет, потому что создателями фильма абсолютно на всех этапах будут сами зрители и участники проекта. Также в процессе работы киношколы будет частично сформирован и состав группы для создания фильма «Оператор реальности».

В ближайшие полгода станет понятно, насколько у организаторов обоих проектов получается задуманое, но уже хочется пожелать им удачи, так как делать в нашей стране что-то новое всегда сложно, а финансирование проектов малого и среднего бизнеса всегда было проблематичным. Возможно, активное привлечение к площадке SmartMarket.net, аггрегирующей интересные бизнес-идеи, непрофессиональных инвесторов, а также поддержка профессиональных, сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. В любом случае, это интересные прецеденты, и скоро мы узнаем, что из этого получится.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100