Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Самые эффектные погони в истории кино

Обзор десяти лучших погонь в машинах и людях

Вышедший 23 мая в мировой прокат «Форсаж 6», подарил поклонникам киносерии очередную порцию эффектных погонь, которыми она всегда так славилась. Не исключено, что некоторые из них станут предметом отдельного разговора среди киноманов, а также экспертов, занимающихся режиссурой автомобильных трюков. А какие фильмы уже вошли в историю кино, во многом благодаря сценам автопреследований, или достойны в ней оказаться, смотрите и читайте в нашей специальной подборке.

Самые эффектные погони в истории кино

Самые эффектные погони в истории кино

"Форсаж 5" (2011)


Чтобы далеко не ходить, начнём с феерической погони из предыдущего «Форсажа». Рио-де-Жанейро. Солнце. Скрежет металла. Герои Вина Дизеля и Пола Уокера несутся на чёрных Dodge Charger с двумя прицепленными к ним сейфами по десять тонн каждый, разнося полицейские машины. Отсутствие правдоподобия компенсируется яркими впечатлениями каждый раз, когда тяжелая железная конструкция безжалостно уродует очередное полицейское авто. Итог погони - многокилометровый шлейф из обломков машин, битых стёкол и выдранного газона.

На самом деле всё это великолепие снималось в столице Пуэрто-Рико Сан-Хуане. По архитектуре и пейзажам этот город мало чем отличается от Рио. За режиссуру погони отвечал Спиро Розатос, до этого набивший руку в таких фильмах, как «Точка обстрела» и «Смертельная гонка», а помогал ему известный координатор трюков Джек Гилл. Для съёмок были привлечены камеры Subie-cam, установленные на машины Subaru STI, и операторские краны, закреплённые на Porsche Cayenne. Вся эта техника позволяла одновременно производить съёмку как внутри несущихся машин, так и рядом с ними. Компьютерная обработка изображения производилась в недрах студии VFX, до этого помогавшей делать спецэффекты для третьего и четвёртого «Форсажа».

Отрывок из фильма "Форсаж 5".

"Крепкий Орешек: Хороший день, чтобы умереть" (2013)


Здесь предметом разговора, в первую очередь, является военный грузовик Cougar HEV, безжалостно раздавливающий всё на своём пути. Жертвами" "Тракзиллы" (так назвал автомобиль композитор фильма "Марко Белтрами стали десятки машин. Кого-то этот монстр спихнул с дороги, кого-то припечатал к ограждению, а кого-то попросту смял в лепёшку. Разумеется, единственным, кто смог остановить грузовик, стал полицейский Джон Маклейн в исполнении Брюса Уиллиса.

Съёмки погони проходили на улицах Будапешта, исполнившего роль Москвы, а также на выстроенном за его пределами 200-метровом участке автострады. Из техники были привлечены четыре копии Cougar HEV. Три подготовили специалисты компании Szalay (официального дилера грузовиков IVECO в Венгрии), переработав старые военные ЗИЛы с двигателями от «Уралов». Четвёртая машина была сделана уже в США, и под капот ей засунули двигатель V10 Dodge Viper. По сюжету, грузовик догонял микроавтобус Mercedes-Benz, за рулём которого находился сын Джона Маклейна. Несколько фургонов на безвозмездной основе предоставил сам немецкий автоконцерн. На всё про всё ушло 82 съёмочных дня и свыше 130 автомобилей различных марок.

Отрывок из фильма "Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть".

"Такси 2" (2000)


Погоня есть в каждой из четырёх серий «Такси», но сцена автопреследования во второй достойна отдельного упоминания. А всё благодаря захватывающей и вместе с тем комической сцене столкновения друг с другом полицейских машин. Помните, в концовке фильма, под песню A Paris Франциса Лемарка? Романтика, да и только!... А дальше - эффектная сцена, где Peugeot 406 с главными героями вылетает из тоннеля под Елисейскими полями и приземляется на асфальт, минуя танковое заграждение. Как раз с ней связана трагическая история.

Каскадёр Реми Джулиен, выполнявший трюк, не справился с управлением, и машина врезалась в съёмочную группу вместо того, чтобы упасть на картонные коробки. Погиб член операторской группы Ален Дютарте, ранения получил ассистент Жан-Мишель Бар. Позже продюсерскую компанию Люка Бессона обвинили в ненадлежащем обеспечении безопасности съёмок. Вместо того, чтобы подвергать риску жизни людей, она должна была установить управляемые камеры в тех местах, куда мог упасть автомобиль. В итоге компания выплатила семье погибшего оператора денежную компенсацию, а исполнитель трюка Реми Джулиен был приговорен к шести месяцам тюрьмы. Он знал о возможных последствиях, но всё равно взялся за исполнение трюка.

Отрывок из фильма "Такси 2".

"Смертельное оружие 4" (1998)


Погоня в «Смертельном оружии 4» поначалу складывается по классическому сценарию: один автомобиль догоняет другой. Однако стереотип разрушается, когда герой Мэла Гибсона из машины пересаживается на кухонный стол. Более того – стол едет, а Гибсон спасается от преследователя не при мощи пистолета, а ножки от стола. Безумие переходит границы, когда машина, управляемая героем Дэнни Гловера, с автострады ныряет в офисное здание, проносится сквозь него и как ни в чем ни бывало выныривает обратно на дорогу.

Сцена погони снималась на шоссе 215 в Лас-Вегасе. Продюсерам очень повезло, что мэр города позволил перекрыть его на несколько дней. Учитывая напряжённый график съёмок (начались они в январе 1998 года, а уже в июле картина вышла в прокат), создатели попросту не успели бы построить для фильма искусственную автостраду (времени хватило только на то, чтобы возвести стену офисного здания). Каскадёры для съёмок были позаимствованы у команды Bill Young's Driving Team. «Плохие парни 2», «Сокровища нации», «Час Пик» - это тоже её рук дело.

Отрывок из фильма "Смертельное оружие 4".

"Французский связной" (1971)


Герой Джина Хэкмена, полицейский Джимми Дойл по прозвищу Папай, собирается схватить преступника, но тот прыгает в вагон метро и уезжает. Выйти он должен на следующей станции. Тогда Дойл останавливает на дороге автомобиль, садится в него и пускается в погоню за поездом. В процессе Папай врезается в стену дома, во встречные автомобили и чуть не сбивает женщину с ребёнком. За небывалый реализм и оригинальную мысль (по сути, герой Хэкмана гонится не за поездом, а за временем) погоня вошла в историю мирового кино.

Съёмки её проходили в одном из районов Бруклина в течение пяти недель. Официального разрешения у властей продюсеры не получали, но местные полицейские так прониклись идеей фильма, что перекрыли часть дорог для съёмочной группы. Впрочем, от ряда инцидентов это не спасло. Так, во время записи одного из дублей навстречу автомобилю Дойла выехал белый Ford Torino, водитель которого не знал, что идут съёмки. Столкновения избежать не удалось, зато эпизод вошёл в фильм для большего реализма. Позже продюсеры отплатили ремонт машины.

Отрывок из фильма "Французский связной".

"Терминатор 2: Судный день" (1991)


Ещё одна эталонная погоня. Джон Коннор на мопеде пытается умчаться от грузовика с Т-1000, а того, в свою очередь, на мотоцикле догоняет Терминатор 800-й серии в исполнении Арнольда Шварценеггера. Образец саспенса - действие происходит в канале, мопед героя Эдварда Ферлонга уступает в скорости настигающему грузовику, а свернуть некуда.

Первоначально для съёмок погони Джеймс Кэмерон хотел использовать грузовик с длинным капотом, но в итоге заменил его на бескапотный Freightliner. Так он хотел сделать отсылку к первой части «Терминатора», где машина с героем Арнольда Шварценеггера наезжает на игрушечный бескапотный грузовик. А идея сцены, в которой «Фрейтланеру» пролётом моста сносит крышу, пришла режиссёру на месте съёмок. В сценарии этого эпизода не было. Кэмерон понял, что грузовик не проедет без повреждений и решил этим воспользоваться для придания погони большей зрелищности.

Отрывок из фильма "Терминатор 2: Судный день".

"Буллит" (1968)


Знаменитая сцена погони по улицам и хайвэям Сан-Франциско с участием двух знаковых автомобилей 60-х годов - Ford Mustang 390 GT и Dodge Charger R8. Продолжительность экранного времени 9 минут и 42 секунды. Впоследствии сцена была разобрана кинематографистами по кадрам, а многие критики считают её лучшей за всю историю Голливуда.

Автомобильные трюки в «Буллите» выполняли известные в то время каскадеры Бад Экинс и Билл Хикман. Первый управлял «Мустангом», а второй – «Доджем». Режиссёр картины Питер Йетс просил их не разгонять машины выше 130 км/ч, но каскадёры выжимали из них более 175 км/ч. При этом «Мустанг» был существенно доработан на заводе Ford, чтобы достигать такой скорости, а вот «Додж» разгонялся без предварительного апгрейда. Через несколько лет после выхода фильма МакКуин хотел приобрести один из «Мустангов», но не успел. Машина досталась анонимному владельцу и, по слухам, с тех пор она ни разу никуда не выезжала.

Отрывок из фильма "Буллит".


"Превосходство Борна" (2004)


Зрелищная и разрушительная погоня по улицам Москвы. Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) на жёлтом такси «Волга» уносится прочь от нескольких «Жигулей» милиции и «Гелентвагена» с плохим парнем за рулём. Сцена получила престижную премию в области трюков Taurus World Stunt Awards в довольно странно звучащей номинации «Лучшая машина».

Отраден тот факт, что продюсеры не поскупились на съёмки погони на настоящих улицах Москвы. И ничего, что машины, задействованные в ней, постоянно оказываются в разных концах города (например, Борн угоняет «Волгу» в районе станции метро «Фрунзенская, а уже в следующем кадре он - на Цветном бульваре). Кстати, за постановку автомобильных трюков отвечал россиянин Виктор Иванов. До этого он работал в фильмах «Скорость 2» Яна Де Бонта и «Солдат» Пола Андерсона, а спустя три года рулил за Мэтта Дэймона в «Ультиматуме Борна». Его сын Мартин тоже работает в Голливуде. Биография Иванова-Младшего включает в себя «Квант Милосердия» и «Миссию невыполнима: Протокол Фантом».

Отрывок из фильма "Превосходство Борна".

"Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981)


Финальная 13-минутная сцена погони за бензовозом вошла во все учебники по трюковому искусству. Ни единого компьютерного эффекта, хотя в погоне участвует более тридцати автомобилей (всего к созданию картины было привлечено свыше 80 машин). Удивляет и то, что за всё время съёмок никто не погиб.

Как и вся картина, финальная погоня снималась неподалёку от австралийского города Брокен-Хилл в штате Новый Южный Уэльс. Сложнее всего создателям далась сцена переворачивания грузовика в конце погони. Каскадёру, сидевшему за рулём автоцистерны, не разрешали принимать пищу за 12 часов до съёмок на случай, если дело обернётся катастрофой и ему потребуется хирургическое вмешательство. Кстати, этот эпизод планировали снять в тот же день, что и столкновение с машиной Гумунгуса - главного злодея фильма. Однако пришлось сделать это значительно позже. После удара грузовик получил настолько сильные повреждения, что больше не мог сдвинуться с места.

Отрывок из фильма "Безумный Макс 2: Воин дороги".

"Невероятные приключение итальянцев в России" (1973)


А что? В СССР погони тоже умели снимать. Правда, для «Приключений итальянцев…» в том числе были привлечены силы и средства итальянских кинематографистов. Так, большинство трюков в картине исполнил каскадёр Серджио Миони. Его советские коллеги помогали при создании эпизода, в котором «Жигули» и «Москвич» с главными героями попадают под поток грязи, а также в съёмках сцен с пожарной машиной. Некоторые же трюки исполняли сами актёры. Например, Андрей Миронов не побоялся на ходу проползти по лестнице пожарной машины и залезть в «Жигули», хотя оба транспортных средства двигались со скоростью 80 км/ч. Всего для фильма было закуплено по пять «Москвичей» и «Жигулей», и их не хватило на все трюки. В некоторых сценах роль советских машин играют итальянские «Фиаты».

Отрывок из фильма "Невероятные приключения итальянцев России".

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100