Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Евгений Вендровский: «Кэмерон назвал «Жизнь Пи» новой главой в стереокинематографе»

Интервью со специалистом одной из лучших голливудских студий визуальных эффектов Rhythm&Hues

1 января на экраны российских кинотеатров выйдет картина «Жизнь Пи» Энга Ли. У фильма чарующий видеоряд с массой визуальных эффектов, которые, скорее всего, будут удостоены премии «Оскар». Мы побеседовали с Евгением Вендровским, специалистом голливудской студии визуальных эффектов Rhythm&Hues, ставшей основным производителем компьютерной графики для этого проекта.

Евгений Вендровский: «Кэмерон назвал «Жизнь Пи» новой главой в стереокинематографе»

Евгений Вендровский: «Кэмерон назвал «Жизнь Пи» новой главой в стереокинематографе»

Константин Мееров
Какие творческие задачи пришлось решать в процессе производства фильма «Жизнь Пи»

Евгений Вендровский
Достаточно сказать, что визуализация всех эффектов потребовала 7800 лет компьютерного времени, а Джеймс Кэмерон назвал фильм новой главой в стереокино. Студия Rhythm&Hues всегда создавала зверей, нас даже иронично называли фабрикой говорящих животных. За годы работы мы создали зверушек, которые пели, плясали и дрались, но в случае с картиной «Жизнь Пи» требовалось смоделировать и анимировать абсолютно реалистичных животных. По степени сложности труднее только сделать на компьютере человека.

Трейлер фильма «Жизнь Пи»

Константин Мееров
Человека до сих пор качественно так и не сделали средствами компьютерной графики…

Евгений Вендровский
Поэтому Джеймс Кэмерон и не показывает людей, а создаёт гуманоидов. И животных до настоящего момента настолько реалистичных никто не делал. В фильме только 15% планов с настоящим тигром, а ведь есть ещё компьютерная зебра, орангутанг и гиена.

Константин Мееров
В пятёрку номинантов на премию «Оскар» за визуальные эффекты картина обязательно попадёт…

Евгений Вендровский
Надеюсь, что не только будет в числе номинантов, но и победит. Киноакадемии интересны инновации, например, в картине «Мстители» нет ничего нового - только гигантское количества труда, поэтому такой фильм, по идее, не должен получать статуэтку. Бывают исключения, например, проект «День независимости», который удостоился «Оскара» по другим причинам. Но если появляется что-то по-настоящему новое и дорогостоящее, то Академия, как правило, поощряет.

Константин Мееров
И Киноакадемия всегда учитывает художественную ценность, а не только технологическую новизну.

Евгений Вендровский
Конечно. Вообще, Энг Ли – режиссёр, который снимает в первую очередь то, что интересно ему самому. Он уже получил в своё время «Оскар» и занимает следующую творческую позицию: хотите - любите то, что я делаю, хотите – нет, но мне это нравится. К счастью для него, ему нравится то же, что и публике, поэтому студия предоставила ему много свободы.

В сентябре будущего года исполнится 20 лет с первого дня работы Евгения Вендровского в компании Rhythm&Hues. Он устроился в эту студию, когда штат сотрудников не превышал 70 человек. Rhythm&Hues был нужен специалист по обработке изображения, а Вендровский, по собственному признанию, всегда себя таковым позиционировал. До этого он какое-то время работал в компании по раскраске чёрно-белых фильмов. В итоге карьеру в Rhythm&Hues Евгений Вендровский начал с должности программиста. Вначале он сделал систему двумерного трекинга для композитинга фильма «Бэйб» (1995), который был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Хотя Вендровский был специалистом по обработке изображений, ему зачастую приходилось оказывать общую поддержку анимационной программы студии, потому что на тот момент в департаменте числилось всего 8-9 человек. По мере роста и развития компании, он стал специализироваться на области, известной, как компьютерное зрение. Профессионалы индустрии знают такие программы, как PFtrack и boujou. У студии Rhythm&Hues свои аналогичные решения, написанные как раз Евгением. В настоящий момент Вендровскому предоставлена возможность самому выбирать проекты для реализации, поскольку он является ведущим специалистом компании по компьютерному зрению. По-русски его должность, наверное, звучит как главный научный сотрудник по графике (principal graphic scientist), хотя графикой он уже не занимается много лет.

Помимо Евгения Вендровского в Rhythm&Hues работает ещё несколько русскоязычных специалистов. Есть пара людей из Украины, России и художник из небольшого грузинского села в Панкисском ущелье. Всего девять «русских» всех национальностей, как выразился сам Вендровский.


Проект «Начинка», в котором рассматриваются некоторые визуальные эффекты фильма «Жизнь Пи»

Константин Мееров
Компания – большая, вы упомянули несколько офисов по всему миру…

Евгений Вендровский
Да. Основной находится в Лос-Анджелесе, в этом отделении работает чуть больше половины сотрудников, два офиса есть в Индии, один в Малайзии, Канаде и на Тайване. И на достигнутом останавливаться не намерены. Как-то даже нами обсуждалась возможность открытия представительства в Москве - при наличии заинтересованного инвестора, но это тема для отдельного разговора.

Константин Мееров
Каким образом распределяется работа между отделениями. Доверяете ли вы иностранным офисам что-нибудь помимо важной, но всё же технической работы, такой, как ротоскопинг, резка масок, вытирание из кадров лишнего оборудования и т.д.?

Евгений Вендровский
Для студии Rhythm&Hues не характерно разделение труда по принципу: здесь работаем мы, а тут - страны третьего мира. Сотрудники индийского и малазийского офисов делают абсолютно всё. Более того, мы заинтересованы в обеспечении их как можно более дорогой работой по одной простой причине: там ниже уровень оплаты в по сравнению с США. И тут надо понимать вот какую вещь: специалисты в иностранных офисах зарабатывают меньше, чем в Америке, но и стоимость жизни там гораздо ниже. Тем не менее, в своих странах они получают очень приличные деньги, например, наши индийские художники могут позволить себе содержать служанок, а мы нет. Так что речь не идёт о жёсткой эксплуатации, наоборот, мы продвигаем новые технологии в этих странах, предоставляем возможность специалистам участвовать в создании лучших проектов и при этом сокращаем собственные расходы. Без офисов за пределами США компания бы не сумела выжить в условиях конкуренции и глобализации.

Константин Мееров
Rhythm&Hues – очень крупная компания. Наверняка, производство визуальных эффектов и анимации для голливудских фильмов не единственный род деятельности компании?

Евгений Вендровский
Помимо визуальных эффектов для фильмов, студия всегда занималась созданием рекламных роликов. Помимо этого мы делаем синематики для компьютерных игр и всё ближе и ближе к тому, чтобы начать создавать собственный контент. Уже сейчас студия зачастую выступает соинвестором кинопроектов, а не только студией визуальных эффектов. Таким образом, в компанию возвращается часть вложенных средств со сборов в кинопрокате. Со временем мы рассчитываем стать генеральным продюсером, чтобы обладать авторскими правами на создаваемую продукцию.

Константин Мееров
У некоторых студий установились длительные творческие и деловые отношения с определёнными режиссёрами и продюсерами. Например, ILM почти наверняка получит подряд на проекте Стивена Спилберга, а Digital Domain у Дэвида Финчера. Есть ли такие постоянные клиенты у Rhythm&Hues?

Евгений Вендровский
Вы знаете, я не слежу за именами. Могу только сказать, что наш мир настолько коммерческий, что кроме самых «монстров» индустрии уровня Спилберга, режиссёр зачастую лишён права выбора - продюсер и студия говорят ему, с кем работать. Например, Питер Берг («Морской бой» горел желанием с нами поработать над одним из своих проектов, но студия Sony, по вполне понятным причинам, отправила его в Sony ImageWorks. Так что, постоянные режиссёры у нас, наверняка, есть, но власть постановщиков в Голливуде ограничена. Решающее право голоса всегда остаётся за студией.

Константин Мееров
Насколько большой отдел исследований и разработок (R&D – прим. авт.) в студии Rhythm&Hues?

Евгений Вендровский
Формально R&D отдел у нас небольшой. В него входят программисты, которые не пишут базы данных, а создают инструменты, используемые для создания визуальных эффектов. Отдел насчитывает 25 специалистов. Это очень небольшая группа людей. Для сравнения в DreamWorks - 150 программистов в R&D департаменте. Руководитель нашей компании - инженер по образованию, он очень любит присутствовать на наших совещаниях и как-то нам сказал: «На одной из встреч глав студий кто-то из топ-менеджеров заявил, что для производства современного фильма необходимо иметь R&D штат из 150 специалистов, не меньше. Вы делаете то же самое усилиями 25 человек. Это свидетельствует о том, как хорошо вы работаете».

Трейлер фильма «Белоснежка и охотник». Ещё один проект, над которым работала студия Rhythm&Hues.

Константин Мееров
Евгений, и последний вопрос. Стоит ли ждать существенного прорыва в области создания визуальных эффектов в ближайшие годы?

Евгений Вендровский
Я люблю повторять слова одного известного американского комика, который сказал замечательную вещь: «Предсказывать – трудно, а будущее - в особенности». Прошлый опыт свидетельствует, что прорывы будут обязательно. Каждый раз, когда я приезжаю на конференцию по компьютерной графике CG-EVENT, задаюсь вопросом: «Чтобы ещё такого нового рассказать в следующий раз?». И каждый раз студия придумывает что-то новенькое. Если быть более специфичным, то теперь, когда животное, неотличимое от настоящего удалось сделать, пришёл черёд человека. Были попытки в прошлом разной степени удачности. Многие студии, в том числе наша, делали дорогостоящие тестовые задания. Прорыв в этом направлении произойдёт тогда, когда подвернётся подходящая история, и студия решит «грохнуть» миллионов двести. Индустрия уже готова к такому прорыву.
Джеймс Кэмерон, Питер Берг, Энг Ли, Стивен Спилберг, Дэвид Финчер

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100