Светлана Баскова не против, когда её фильмы называют шокирующими. Она снимает острое, социальное кино, а кого-то социальные проблемы могут шокировать. Фильмы Басковой «Зелёный слоник» (1999), «5 бутылок водки» (2002), «Голова» (2003), «Моцарт» (2006) известны ценителям «неформатного» кино, даже андеграунда. И хотя Светлана призёр многих международных фестивалей, на крупнейших российских киносмотрах её кино – большая редкость. Именно поэтому участие картины Басковой «За Маркса...» в конкурсной программе «Кинотавра» стало приятной неожиданностью.
Светлана Баскова: «Я не хожу на кинотусовки»
Наталия Осипова
Светлана, как фильм «За Маркса...» попал в конкурс «Кинотавра»?
Светлана Баскова
На стадии пост-продакшна мне начали помогать организаторы клуба «СинеФантом» Глеб Алейников и Андрей Сильвестров - они стали продюсерами картины и занимались её продвижением. Так что они взяли инициативу в свои руки: организовали специальный показ, приглашали людей, среди которых оказалась и программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. Дальше всё завертелось само собой.
Наталия Осипова
Вы давно сотрудничаете с клубом «СинеФантом»? Какую роль он сыграл в вашей творческой судьбе?
В фильме «За Маркса...» поднимается серьёзный вопрос профсоюзов. Герои фильма пытаются бороться за свои права в нелёгкое время, когда владельцы производства решают свои проблемы за счёт рабочих людей.
Светлана Баскова
Свой первый фильм я представила зрителю именно в «СинеФантоме». И, начиная с 1998 года, все свои картины я показывала там. Это клуб экспериментального кино, в котором проходят не только показы и обсуждения, этот клуб - независимая творческая инициатива. Для меня это очень важно: ты показываешь свою картину и ей сразу оказывают серьёзное внимание. Когда идёт становление молодого режиссёра, очень важно, чтобы тебя приняли в эту среду, чтобы другие люди тоже увидели и признали в тебе режиссёра. Публика «СинеФантома» очень хорошо меня приняла. В случае с картиной
«За Маркса...» получилось так. Андрей Сильвестров знал, что я снимаю кино – мы периодически встречались, и я показывала ему какие-то отрывки. Я снимала фильм на собственные средства, но, когда дело дошло до монтажа, оказалось, что сделать настоящий киношный пост-продакшн – огромные деньги. Алейников и Сильвестров пришли на помощь. Они предложили мне свою студию для монтажа и стали принимать непосредственное участие в завершении картины.
Одну из ролей в фильме «За Маркса...» исполнил Владимир Епифанцев, который снимался во многих картинах Светланы Басковой
Наталия Осипова
Как вы думаете, ваш фильм не шокирует публику «Кинотавра»?
Светлана Баскова
Я совершенно не знаю публику «Кинотавра» поэтому не могу сказать, какое впечатление на них произведёт мой фильм, что их вообще шокирует, а что нет. Я независимый режиссёр и нахожусь в другой ситуации – я не хожу на кинотусовки и не в курсе, чем живёт современная кинопублика. В каком-то смысле мне даже легче – у меня нет ни предубеждений, ни страхов в этом отношении.
Наталия Осипова
Вы привыкли работать с жёстким сценарием?
Светлана Баскова
Да, у меня сценарий всегда жёсткий, в нём прописаны диалоги, всё, как в обычном кино. Но, разумеется, я считаюсь с теми людьми, которые произносят этот текст в кадре. Диалоги всегда правятся под конкретных актёров.
Наталия Осипова
Как вы уговорили сниматься Виктора Сергачёва?
Светлана Баскова
Я позвонила ему, пересказала по телефону его роль, и он сразу согласился, хотя не видел ни одного моего фильма. Я также попросила его помочь мне доработать текст – всё-таки он жил в советское время, ему знакома эта тема. Поэтому мы несколько раз встречались и переписывали текст – Виктор Николаевич придумал одну фразу, расставил нужные акценты, и текст зазвучал естественно.
Наталия Осипова
Как вы относитесь к своему зрителю? Вам хочется ему нравиться? Вы не переживаете, если во время показа кто-то вдруг уходит из зала?
Светлана Баскова
Меня уже ничего не может ранить. Это не первый мой фильм, есть уже определённый опыт. Были показы, на которых приходило по два-три человека. Так что это уже пройденный этап. Безусловно, я делала картину для широкого зрителя. Я бы очень хотела иметь прокат по стране и показать фильм людям из разных городов. Мне кажется, те проблемы, которые я затрагиваю в своём фильме, сейчас им важны, актуальны и интересны. Но я могу и ошибаться. Именно поэтому мне хочется увидеть, как отреагирует широкий зритель.
Фотографии из личного архива Светланы Басковой