Ты — режиссёр, Душан
Глигоров признаётся, что не был уверен в выборе профессии до последнего:«Когда мама с папой спросили, куда будешь поступать, я точно знал, куда я не хочу, но не понимал, чем хочу заниматься. Мой брат сказал: «Ты же любишь смотреть кино, ну вот и иди на режиссёра».
Не лучший выбор в моей жизни. На режиссёра нужно идти, когда у тебя есть какой-то жизненный опыт, а я был самый младший на курсе.
Что я мог в свои 17 лет сказать тридцатилетнему человеку, у которого [уже были в жизни] брак, развод, переезд и прогоревший бизнес?
Если у вас есть возможность чуть более взрослыми начать обучение, мне кажется, так будет лучше. Хотя сейчас во ВГИКе возраст чуть опустился, может быть будет легче, когда все примерно одного возраста в мастерской».
Не лучший выбор в моей жизни. На режиссёра нужно идти, когда у тебя есть какой-то жизненный опыт, а я был самый младший на курсе.
Что я мог в свои 17 лет сказать тридцатилетнему человеку, у которого [уже были в жизни] брак, развод, переезд и прогоревший бизнес?
Если у вас есть возможность чуть более взрослыми начать обучение, мне кажется, так будет лучше. Хотя сейчас во ВГИКе возраст чуть опустился, может быть будет легче, когда все примерно одного возраста в мастерской».
Изображая любителя
Курсовой работой Душана на третьем курсе стал короткометражный фильм «Маме», рассказывающий о двух друзьях, приехавших в Москву, чтобы снять видеоэкскурсию в подарок на день рождения маме одного из них. В своё время работа заняла третье место на фестивале «Святая Анна» в категории «Лучший игровой фильм».Поскольку концепт предполагает, что это любительское видео, и операторы ничего не знают о кино, фильм нарочито «неправильный» — в нём используется ручная камера и нарушаются правила монтажа, композиции и сочетания кадров. По признанию Глигорова у такого решения была и другая причина — первые два курса он очень неважно учился, и сам не знал, как правильно:
«Я снимал на каком-то драйве, какой-то интуиции, ощущении. И получилось. Я подумал, что всё не так плохо, раз так тоже можно».
Тем не менее, подходя к диплому, Душан решил, что должна быть хотя бы одна работа, где он покажет, что знает, «как правильно». Получился фильм «После дождя».Однако после двух короткометражек режиссёр всё ещё не обрёл уверенности в собственных силах, поэтому обратился к своему мастеру — Андрею Андреевичу Эшпаю — и попросил взять поработать на площадку «хоть кем-нибудь». В результате Глигоров сменил множество специальностей: от ассистента режиссёра до исполнительного продюсера, и существенно лучше стал понимать процессы кинопроизводства.
Дебют на 1,7 из 10
Полнометражным дебютом Глигорова стала чёрная комедия «Ночь бойца». Эта работа до сих пор остаётся худшей в фильмографии режиссёра (рейтинг на Кинопоиске 1,7 балла). Вот, как Душан рассказывает про решение взяться за этот фильм:«Меня порекомендовали на проект, у которого уже были сценарий и финансирование, нужно было снимать. Один режиссёр отказался, второй тоже отказался, предложили мне. Я читаю: ну очень плохой сценарий. Прям вот плохой, да.
Но при этом я понимаю, что люди всё равно будут снимать, так или иначе. Не я, так кто-то ещё снимет. Я мог отказаться, ждать чего-то ещё. Но ждать тут можно очень долго, не работая при этом.
Думаю: ладно, сниму, будет у меня один плохой фильм в фильмографии, но зато будет целый фильм в фильмографии. Уже неплохо для режиссёра».
Проект провалился в прокате, но положил начало впечатляющей карьере. В последствии Душана также порекомендовали в сериал на НТВ «Инспектор Купер», и дальше уже практически без остановки были сериалы для разных каналов и платформНо при этом я понимаю, что люди всё равно будут снимать, так или иначе. Не я, так кто-то ещё снимет. Я мог отказаться, ждать чего-то ещё. Но ждать тут можно очень долго, не работая при этом.
Думаю: ладно, сниму, будет у меня один плохой фильм в фильмографии, но зато будет целый фильм в фильмографии. Уже неплохо для режиссёра».
Почему не снимает «светлые» истории
Работы Душана в большинстве — драмы и триллеры. Сюжет в них разворачивается вокруг преступлений, маньяков, сложных жизненных ситуаций и переживаний. Иногда режиссёра ругают за излишнюю мрачность, он отвечает на эти претензии так:«У меня нет задачи очернять нашу действительность, чтобы вы вышли из зала с ощущением, что всё пропало и надо идти вешаться. Мне приходят разные сценарии: единственный критерий — чтобы цепляло. Так почему-то получается, что меня цепляет что-то более драматичное и трагичное. Видимо, со мной что-то не так.
Но мне не кажется, что мои истории с плохим концом, скажем так. Пережив какой-то большой эмоциональный путь, драму, герой пытается сделать шаг в какую-то более светлую жизнь. Я сам не люблю, когда фильмы окунают тебя в ведро с помоями. Ненавижу такие фильмы, складывается ощущение, что тобой манипулируют. Надеюсь, я так не делаю.
К сожалению, кино не снимается, когда всё хорошо. Если у героя всё хорошо, то, кино закончилось. Всегда должна быть какая-то проблема и трудность, которую он должен преодолевать».
Но мне не кажется, что мои истории с плохим концом, скажем так. Пережив какой-то большой эмоциональный путь, драму, герой пытается сделать шаг в какую-то более светлую жизнь. Я сам не люблю, когда фильмы окунают тебя в ведро с помоями. Ненавижу такие фильмы, складывается ощущение, что тобой манипулируют. Надеюсь, я так не делаю.
К сожалению, кино не снимается, когда всё хорошо. Если у героя всё хорошо, то, кино закончилось. Всегда должна быть какая-то проблема и трудность, которую он должен преодолевать».
Совет начинающим режиссёрам
«Я могу говорить только про свой путь. Обычно меня рекомендовали те, с кем я работал. Мне кажется, короткометражки — это хороший способ, чтобы заявить о себе. Но велика роль случая: главное, чтобы кто-то в момент нужды вспомнил про тебя».