Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

На семинаре по жанрам Роберта Макки

«Фильм Про» побывал на лекциях мастера и вот, что он узнал

Темой нового семинара гуру сценарного мастерства Роберта Макки на этот раз были жанры. Макки выбрал самые популярные в мире жанры – триллер, комедию и мелодраму и посвятил три октябрьских дня в Москве анализу и разбору их структуры. Последний день его лекций под названием TV-Day касался создания телевизионных сериалов, которые часто включают в себя все жанры сразу. Наши впечатления и мысли, которые мы вынесли после встречи с Робертом Макки, вы найдёте в этой статье.

На семинаре по жанрам Роберта Макки

На семинаре по жанрам Роберта Макки

Жанры. Триллер
Одна из ключевых проблем в отношении триллера заключается, как считает Роберт Макки, в том, что никто толком не знает, что это за жанр. Ясно, что речь идёт о частном случае детектива, потому что в триллере также есть загадочное преступление (и загадочный преступник) и есть те, кто пытается это преступление раскрыть. Протагонистом здесь может быть кто угодно: детектив, простой полицейский, журналист, случайный свидетель, жертва или даже сам преступник. Главное же отличие триллера от детектива, по-видимому, заключается в том, что он должен быть thrilling, т.е. пугающим. Вопрос в том, как этого добиться. Детектив, несмотря на самые ужасные преступления, о которых в нём может идти речь, остаётся ребусом, задачкой на внимательность и логику. Значит, в триллере должно быть ещё что-то, кроме самого преступления. И Роберт Макки здесь отталкивается от личности антагониста, преступника.

Трейлер фильма «Семь», на примере которого Макии показал, какими ухищрениями можно воспользоваться для создания у зрителя чувство безотчётного страха:

В триллере преступник не просто убивает тело. Он пытается уничтожить душу человека (если, конечно, душа существует, оговаривается Макки).


Именно поэтому преступник бесконечно давит на психику, запутывает, изматывает, и поимка такого преступника – это всегда изматывающий процесс для всех сторон, и поэтому в большинстве триллеров «хэппи-энд» отсутствует.
Из всего этого следует, что от сценариста, решившего написать триллер, требуется в равной степени владеть навыками работы над детективом и знать основы психологии, не только криминальной. Понятие «саспенс», появление которого связывают с творчеством Хичкока, как раз описывает то ощущение, которое необходимо создать автору триллера. Понимание того, что, хотя в кадре ничто не выдаёт признаков опасности, она всё же не только существует, но обязательно настигнет героя. Для иллюстрации того, как создаётся триллер, Макки подробно разобрал один из самых пугающих триллеров 90-х «Семь» Дэвида Финчера.

Жанры. Комедия
Говоря о комедии, Макки, как и полагается хорошему оратору, сыпал шутками и рассказывал забавные ситуации из собственной жизни. Тем не менее, он сразу заявил, что все комики – интеллектуальные пессимисты, а главная черта их характера – это злость. Когда комик выходит к зрителям и они смеются, он говорит: «Я убил их». Когда его выступление не пользуется успехом, он говорит: «Я погиб». Комедия – поле для атаки, смех – его оружие. Поэтому в комедии всегда важно понять, на что именно нападает автор, кого или что он хочет высмеять, обличить.

В качестве наглядного примера своей лекции Роберт Макки избрал криминальную комедию «Рыбка по имени Ванда»:

Герой комедии страдает, но никогда не унывает. Он часто одержим какой-нибудь идеей. Или его представления о себе расходятся с тем, кем он является на самом деле, - и это делает его комичным. В комедии ни с кем никогда не случается по-настоящему страшных вещей (исключение – чёрная комедия), а если они и встречаются, то несерьёзно, так, чтобы зритель ни в коем случае не начал по-настоящему сочувствовать героям. К тому же то, что он хочет, часто оказывается совсем не тем, что ему надо, и это уже ирония. Но главное в создании комедии – это сама история, и если вы рассказали кому-нибудь свой сценарий без диалогов, без гэгов, а просто одну историю и во время рассказа человек смеялся, значит, у вас всё получилось. История должна быть, как анекдот, как одна сплошная шутка, наполненная поворотными событиями.

«Все без ума от Мэри» Макки тоже не забыл упомянуть


Макки рассмотрел низкие комедии и высокие («Доктор Стрейнджлав», пародии («Молодой Франкенштейн»), трагикомедии («Золотая лихорадка», «Жизнь прекрасна», сатирические комедии («Развод по-итальянски») и т.д. Все примеры подкреплялись видеоизображением – отрывками из самых знаменитых комедийных фильмов. Довольно подробно он остановился на природе смеха. По одной версии, смех - это защитная реакция на человека, по другой – он продлевает жизнь, потому что в процессе смеха вырабатываются «гормоны счастья».

Макки придерживается теории, что смех – это эмоция, которая возникает, когда человека покидает мысль.


Когда мысль в результате неожиданности, столкновения (punch) с противоположной догадкой уходит, остаётся эмоция, а смех – это всего лишь её выражение. Далее Макки обозначил основные комедийные приёмы, а последнюю часть своей лекции посвятил разбору фильма «Рыбка по имени Ванда».

Жанры. Мелодрама
Свою лекцию по жанру мелодрамы Роберт Макки начал с рассуждений о трансформации любви на протяжении веков. По его словам, наш век – самый сложный, поскольку это самое антиромантическое время за всю историю человечества. Люди, по словам Макки, стали ценить деньги больше чувств, и причиной тому - торжество феминизма: для женщин цветы и стихи стали признаком навязчивости и ненормальности.

Макки прекрасный аналитик и психолог, он хорошо знаком с историей мировой литературы и философии. Хороший сценарий можно написать, только постигнув главные законы любви и развития отношений, как дружеских, так и любовных. Поэтому Макки сделал свою лекцию похожей на лекцию по психологии: уделив внимание подробному анализу чувств и взаимоотношениям с противоположным полом.

Если женщина просит тебя открыть ей свою душу, поделиться проблемами, показать, что у тебя внутри - не поддавайся! Будь мужиком - не делай этого! Потому что как только ты ей покажешь свою слабость - ты перестанешь для неё существовать: женщине не нужен слабак и тряпка, ей нужен рыцарь и защитник».

Любовь меняет героя, она может сделать его хуже или лучше, но меняет обязательно.


«Мосты округа Мэдисон» - классика своего жанра


Есть три варианта завязки мелодрамы, это - герой не может влюбиться, хотя, очень хочет; герой живёт в ожидании, поиске любви, либо это история несчастной женщины. Герой мелодрамы состоит из нескольких "я", и если автору удаётся полностью раскрыть персонажа, то это - успех. Важный момент: какая бы любовная трагедия ни произошла, виноваты в этом должны быть обстоятельства или другие люди, иначе зритель может быть потерян. Макки перечислил три компонента любви: страсть, преданность, интимность - необходимые для полного чувства. И ещё - любовь во многом строится на воображении: «Зануды не справляются», - резюмирует Макки.

О любви можно снять комедию, драму, трагедию, секс-фарс. Но всем жанрам должна быть свойственна постоянная динамичная игра чувств и обстоятельств. Десять правил драматических историй: разделение мужской и женской линий в сюжете, потребность в любви, встреча, силы противостоящие любви, чувство вины (когда ситуация портится, возникает вопрос, кто виноват), любовный секрет, ритуалы (красоты, удовольствия, судьбы), признание в любви, самопожертвование и, наконец, ключевой поцелуй.

Макки показал и подробно разобрал фильм Клинта Иствуда Мосты округа Мэдисон с Мэрил Стрип и Клинтом Иствудом. И закончил семинар речью о том, что, если кто-то нашёл любовь однажды, то ни за что не должен отказываться от неё, выразив надежду, что нам удастся испытать это чувство в столь не романтичный век.

TV-day (Сериалы)
На теледне Роберт Макки сочетал теоретический сериал с практическими примерами из известных сериалов. Причём для разбора Макки использует и отдельные сцены из сериалов, и серии целиком, и тизеры (краткое содержание предыдущих серий перед каждым новым эпизодом), и просто характеры главных героев. В качестве примеров приводились «Фрейзер», «Клан Сопрано», «Сестра Джеки», «Друзья», «Уилл и Грейс», «Клиент всегда мёртв», «Секс в большом городе», «Декстер», «Сватка», «Лузеры».

«Секс в большом городе» также попал в поле внимания Роберта Макки во время его лекции по американским сериалам:

Главное отличие телевидения от кино в том, что на телевидении нет времени на то, чтобы «постепенно заинтересовать зрителя».


Это нужно сделать за первые несколько минут, если не секунд. Главная сложность телевизионного показа в том, чтобы удержать зрителя, который в любую секунду может переключить канал. Как раз о механизмах поддержания интереса зрителя и рассказывает Макки – для этого и существуют «крючки» (сюжетный ход, мгновенно цепляющий интерес зрителя), «клиффхэнгеры» (дословно – висение над пропастью, или приём, когда сценарист оставляет героя в решающий момент), саспенс (нагнетание напряжения и ощущения опасности) и т.п.

«Клан Сопрано». Роберт Макки считает Тони Сопрано самым противоречивым героем в истории сериалов


Но всё-таки было приятно услышать от Макки главную мудрость и хитрость телевизионной кинодраматургии – даже не сюжет заставляет зрителя годами следить за одним и тем же сериалом, а герои и только герои. Пока герои интересны зрителю, он смотрит сериал, даже если сюжетные ходы ему знакомы. Для этого герои делаются необычными и противоречивыми личностями. В идеале в каждом из них есть две черты, противоречащие друг другу. И от первого и до последнего сезона герой должен пройти через изменения, типы которых тоже классифицируются. Этот путь изменений – от одного состояния/качества к другому – называется «аркой». Термин, который слышали многие, но который не всегда употребляют правильно. Макки подробно объясняет, что же такое сюжетная арки героя и почему они так важны.

Пожалуй, самая забавная формулировка была в начале, когда Макки сказал, что количество диалогов в сериале напрямую зависит от…. размера экрана телевизора! Телевизионный экран меньше, из-за чего наиболее распространённый кадр на ТВ – крупный план. «А если у вас в кадре голова, - хитро улыбается Макки, - она обязательно должна заговорить». Поэтому диалоги – главное выразительное средство телевизионной кинодраматургии.
Схватка (сериал: 5 сезонов), Друзья (сериал: 10 сезонов), Семь, Секс в большом городе (сериал: 6 сезонов), Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу, Золотая лихорадка, Сестра Джеки (сериал: 7 сезонов), Мосты округа Мэдисон, Клан Сопрано (сериал 1999-2007), Рыбка по имени Ванда, Жизнь прекрасна, Декстер (сериал: 9 сезонов), Лузеры (сериал: 5 сезонов)
Роберт Макки

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100