Самый скандальный фильм в истории российского кино XXI века добрался до российского проката, и теперь каждый может сам сделать для себя выводы о том, насколько были правы его противники. Но лучше всё-таки не перепоручать это решение кому-то другому, смотреть кино надо лично, а не заочно.

Немецкий актёр Ларс Айдингер сыграл Николая Александровича так, чтобы мужественная внешность подчёркивала нерешительность и слабость будущего императора


Первые же кадры фильма дают нам понять, что не следует относиться к этой картине, как к исторической. Это вольная фантазия на тему молодости Николая Александровича Романова, который однажды стал русским императором, причём последним. Вольность эта выражена хотя бы в том, что к моменту коронации, которая случилась в 1894-м году, Николаю ещё не было тридцати лет, а в кадре мы видим человека в районе сорока лет. К нему сразу другое отношение: то, что легко понятно в молодом человеке, кажется несколько странным в зрелом мужчине. А для фильма это как раз важно, будущий император здесь выведен человеком инфантильным, полностью подчинённым воле своей тиранической матери и отказывающимся принимать самостоятельные решения.

На съёмках «Матильды» Алексея Учителя. «Индустрия кино» от 07.11.14

Поэтому тем, кто хочет узнать чуть больше подробностей о реальной молодости Николая Александровича, стоит обратиться к документам или просто посмотреть очень подробный и занимательный фильм «Николай II: Круг Жизни», который двадцать лет назад снял Сергей Мирошниченко. А ситуацию с Матильдой Кшесинской публично неоднократно описал отец Тихон (Шевкунов), епископ Егорьевский. В фильме история рассказана в альтернативном ключе, и за счёт этого зритель каждый раз настраивает себя на то, что известных ему событий может вовсе не случиться. Так, Тарантино завершил фильм «Бесславные ублюдки» настолько смело, что зритель выходил поражённый смертью экранного Гитлера за год до того, как его прототип покончил с собой.

Трейлер фильма «Бесславные ублюдки»

Нет, это не история. Это сюжет, продолжающий исследовать темы, которые всегда волновали Алексея Учителя. Здесь и сильная женщина, которая вовсе не хочет быть роковой, но обязательно становится объектом страсти и поводом для трагедии. И слабые мужчины, до последнего откладывающие важные поступки, губящие себя своей нерешительностью. Любовь, которая не может закончиться хорошо. Маленькие мелочи, которые незримо формируют исторический процесс. Николай должен здесь завести настоящий, бурный роман с балериной Матильда Кшесинской, такой, ради которого можно отречься от престола. Кшесинская должна остаться для нас и для него прекрасной загадкой. А самая нелестная участь должна выпасть немецкой принцессы, которая ради своего Ники стала Александрой Фёдоровной, потому что «принесла жертву», приняла православие. Она в этой истории – фигура отрицательная, равно как и мать Николая, и практически всё его окружение.

Трейлер фильма «Матильда»

Алексей Учитель сделал этот фильм, чтобы поговорить о необходимости свободы. Матильда, которую играет молодая польская актриса Михалина Ольшанска, не просто обворожительна: по всем своим качествам она наиболее достойна и любви, и счастья, и престола среди всех действующих лиц. Она – символ всего того, чем мужчина может восхищаться в женщине. И мужчине требуется только одно. Сделать один раз в жизни выбор в соответствии с повелением своего сердца, разума, души и даже воли отца: уже все слышали о том, что Александр III в кадре сам говорит сыну, что ему нужна именно Матильда, показывая её фотокарточку. Иначе говоря, судьба ведёт Николая к Матильде и требует от него только согласиться с этим. Но Николай медлит.

Вывод, который напрашивается после просмотра, поражает. Выходит, что и Ходынка, и революция, и смерть императорской семьи, и всё, что ждало Россию потом, - во всём этом виноват именно Николай Александрович, и виноват он стал с того момента, как женился на Александре Фёдоровне, любя другую женщину. Относительно маленькая ложь быстро повлекла за собой все те трагедии, начало которых начинает отматываться со дня коронации. Потому что в условном мире фильма до этого нет ни марксистов и террористов, ни многочисленных социальных проблем, ни трудностей во внешней и внутренней политике. Вся страна здесь как бы застыла в ожидании правильного выбора одного отдельно взятого человека. Он ошибся – и обрёк всех на то, о чём мы знали. Обрёк после раздумий и сомнений. Это фильм-обвинение, но не реальному Николаю Александровичу, у которого всё было несколько иначе, а каждому зрителю, который хоть раз совершил преступление против любви и свободы. И не на что теперь пенять – наказание тут неизбежно, и выхода нет.

Сергей Сычёв