Опера Чайковского, повесть Пушкина, солисты Большого театра и один из самых именитых российских режиссёров – таким масштабным фронтом наступает этот фильм на зрителя. И как бы тот ни крепился, однажды «Дама пик» покоряет и его.

Эксцентрику героини Ксении Раппопорт в «Даме пик» подчёркивают костюмы, которых для фильма было сшито более полутора сотен


Сюжет развивается в наши дни. Оперная примадонна София Майер вернулась в Россию из эмиграции, чтобы поставить здесь оперу «Пиковая дама». Она будет петь партию графини, Лизой станет дочка её бывшей подруги, а вот с Германном проблема. Но его партию очень хочет получить парень той самой дочки Андрей, уверенный, что он и есть подлинный Германн. Разумеется, будет любовный треугольник, потому что Андрей с детства влюблён в примадонну, а София Майер очень любит играть чужими жизнями.

Павел Лунгин не первый раз пытается синтезировать кино и музыку. В конце концов, прославился он картиной «Такси-блюз», где музыка играла очень важную роль, а недавнюю работу «Дирижёр» он вообще построил как своеобразную симфонию, где драматическое действие постепенно уступало музыкальной части. Теперь эта часть оказалась ещё более усиленной: небесспорную для многих ораторию митрополита Илариона (Алфеева) здесь сменила опера Чайковского, которая тоже в какой-то момент целиком заполняет кинематографическое пространство, а Лунгин получает грандиозный карт-бланш для кульминационной сцены. Потому что в ней нужно лишь не мешать Чайковскому, добавив туда прогрессивной сценографии, причём такой, что в этот момент жалеешь, что фильм снят не в 3D.

Трейлер фильма «Дирижёр»

Конечно, можно было рассчитывать, что с таким наполнением фильм легко может рассчитывать на покорение западных фестивалей и получение больших фестивальных призов. Но создатели картины решили не откладывать выход фильма и устроили премьеру на фестивале российском, причём это фестиваль короткометражного кино в Калининграде, «Короче». Замысел в том, чтобы фильм начал шествие по стране как бы с двух сторон сразу: следующий показ картины будет во Владивостоке (видимо, на фестивале «Меридианы Тихого»), а уже после этого можно рассчитывать и на премьеру в Москве.

Структура сюжета не новая. Добиться того, чтобы в рамках репетиции спектакля развивалась параллельная линия, контрапунктирующая с историей из этого же спектакля, в общем, достаточно легко, так как сюжет «Пиковой дамы» относительно универсален. Проблем здесь всего две. Первая – нужно петь, а оперное пение на экране всегда рождает самые разные реакции. Например, публика в Калининграде не могла сдержать смех, когда Ксения Раппопорт на экране изображала пение уровня Марии Каллас. Известность актрисы здесь мешает восприятию, и, возможно, на её место нужно было брать другую, менее засвеченную артистку (как это делается в лучших фильмах-операх), но у Раппопорт сложная драматическая задача, и довольно трудно было бы её заменить менее харизматичной фигурой. Разве что взять европейскую актрису похожего уровня, слегка поменяв сюжет. Таким образом, проблема не решена, но её и решить почти невозможно. Фанни Ардан однажды удалось сыграть ту же Марию Каллас, но ей практически не пришлось петь в кадре, она играет певицу, которая давно потеряла голос. И есть сомнения, что Нуми Рапас в ближайшем фильме о Каллас удастся справиться с этой задачей.

Трейлер фильма «Каллас навсегда»

Вторая проблема – собственно актёры, которым приходится в драматической форме разыграть действие, по накалу приближающееся к Пушкину и Чайковскому. У них должно быть столько энергии и столько мощных сцен, чтобы зритель перестал ждать оперных арий и вспоминать первоисточники, но переключился бы на современный конфликт. Лунгин сделал для этого очень много. Ввёл, в частности, сразу две криминальных среды, вторгающихся в повествование и насыщающих его понятной нам эстетикой. В этих же средах обитают носители самой яркой харизмы в фильме, а самая запоминающая роль – у блестящего актёра Игоря Миркурбанова, которому до сих пор не слишком везло с киноролями, но который хорошо известен театральной публике. У него множество призов как за режиссуру, так и за актёрское мастерство, в последнее время его можно было увидеть в спектаклях Константина Богомолова, в том числе в скандальных «Мушкетёрах». В «Даме пик» он играет владельца подпольного казино, который влюблён в Майер и который с удовольствием становится для персонажей кем-то вроде Воланда, искушающего и наставляющего одновременно.

Андрея-Германна играет Иван Янковский. Лунгин посчитал, что темперамент и гены компенсируют недостаток опыта и превратят актёра в настоящего героя Пушкина и Чайковского. Временами Янковскому это удаётся, иногда – нет. Так же как и Марии Курденевич, она же Лиза. Оба актёра стараются изо всех сил, но только Раппопорт удаётся неизменно создавать градус в кадре, подтверждая свой статус крупнейшей актрисы своего поколения. Большую же часть времени нехватку актёрской игры закрывают ссылки на оперу, либо это делает профессионализм трудившихся над фильмом специалистов.

Трейлер фильма «Тряпичный союз», где Иван Янковский сыграл одну из главных ролей

Действительно, работа проделана огромная. Огромные куклы Софии Майер в чемоданах-гробах, изысканные костюмы, миллион предметов реквизита, тщательно прописанные интерьеры, не говоря уже о размахе оперной постановки для фильма – её очень хотелось бы увидеть целиком, может, даже и вместо самого фильма, как говорили некоторые зрители после премьеры. Высочайший профессионализм всех, кто делал этот фильм, очевиден, он сильно помогает действию – и всё-таки картина в итоге так или иначе пробивается к зрителю, для которого давно коллизии пушкинского сюжета превратились в расхожие штампы, а финальная ария Германна воспринимается как заставка к популярной телепередаче. «Дама пик» - фильм трудный во всех смыслах слова. Но многое делает его событием, возможно, одним из главных в российском кино этого года.

Сергей Сычёв