Умопомрачительная (во многих смыслах) комедия от модного иранского режиссёра Мани Хагиги. Такого чёрного юмора вы точно не ждали, и не случайно Хагиги считают одним из продолжателей монтипайтоновских традиций.

Футболки героя фильма «Свинья» - самостоятельные арт-объекты


Экспозиция демонстрирует нам знакомую картину. Есть нормальная страна, где люди живут спокойно и даже счастливо, но некоторым художникам приходится тяжело, потому что им не дают работать. Например, главному герою, режиссёру Хасану, не разрешают снимать кино, он в «чёрном списке». Однако люди всё равно знают его по ранним фильмам, берут автографы, к Хасану даже приезжают западные журналисты, стараясь добиться от него громкого осуждения режима. Дальше начинается фантасмагория. Кто-то начинает убивать иранских режиссёров, отрубая им головы и вырезая на лбу слово «свинья». Хасана просят приехать и опознать голову Мани Хагиги. Хасан недоумевает: «Почему у убийцы такой плохой вкус? Почему он убивает только бездарей?» «Бездарь» - это и Хагиги, автор фильма даже показывает в кадре свою окровавленную голову. Такого уровня самоиронии, пожалуй, в кино не было давно, и не только в иранском.

Трейлер фильма «Свинья»

Как бы то ни было, герой фильма Хасан должен решить несколько проблем. 1. Он мечтатет снова начать снимать кино. 2. Ему нужно удержать свою музу Шиву (Лейла Хатами, «Развод Надера и Симин»), которая ушла сниматься к другому режиссёру и, естественно, спать с ним. 3. Надо как-то избавиться от преследующей его влюблённой сталкерши Анни. 4. Очень не хочется стать следующей жертвой маньяка. Среди всех этих проблем остаётся место только для регулярных игр в теннис с лучшим другом и странных снов-видений, которые больше запутывают Хасана, чем делают что-то понятным.
Среди всех диких перипетий этого фильма есть, разумеется, взаимодействие Хасана с правоохранительными органами, его ссоры с женщинами и спорадические размышления об искусстве, хотя их мало, и в фильме Хагиги намеренно противопоставляет Хасану конъюнктурного режиссёра-позёра, который изъясняется цветастыми фразами, снимает «правильное» иранское кино и всем удобен. При всём абсурдизме повествования это всё же не просто комедия, а набат, который оповещает о той сложной ситуации, в которой находятся зависимые от прихотей властей творческие люди.

Фрагмент фильма «Свинья»

Но так уж получилось, что о творчестве Хасана зритель может судить только по рекламному ролику, который тот никак не может доснять. Это реклама средства против насекомых. Женщины в красных костюмах показывают, как танец переходит в агонию под влиянием отравы, а потом они блюют синим веществом, «очень дорогим, из Австрии». Хасан одевается исключительно в яркие футболки с логотипами старых рок-групп типа KISS и AC/DC, и когда он решает осуществить одну необычную постановку, делает он это не слишком убедительным способом. Так что фильм здесь совершает петлю, чтобы не впадать в пафос и не заставлять зрителя чересчур уж жалеть героя. В какой-то момент зритель даже впадает в азартное ожидание, начиная подсчитывать отрубленные головы и угадывая, кто будет следующим, а на политические проблемы Ирана ему становится ровным счётом наплевать.

Фрагмент фильма «Свинья»

Имя Мани Хагиги большинству зрителей, даже тех, кто увлекается кино, известно мало: его картины в России почти не выходили в прокат, а даже когда выходили, число зрителей исчислялось несколькими тысячами человек. Но Хагиги считается одним из ведущих иранских авторов, его картины, как и «Свинья», регулярно попадают в конкурс Берлинале, их знают «хардкорные» синефилы. Постепенно популярность этих картин растёт, благодаря юмору Хагиги и его умению обыгрывать жанровые стереотипы, превращая их в инструменты для постмодернистского авторского высказывания. Словом, если ничего у него не видели, начните со «Свиньи», фильм того стоит.

Сергей Сычёв