Роберт Де Ниро, Мэтт Дэймон, Кевин Костнер на наших глазах почтительно жмут руку пожилому русскому человеку, а он скромно улыбается. Его зовут Станислав Петров, и Запад уже много лет знает его как человека, который спас планету Земля и человечество. И вас, и нас.

Знакомьтесь, это Станислав Петров. Вы ему обязаны жизнью


Дело было 26 сентября 1983 года. Обстановка была напряжённая. Рейган произносил обличительные речи против «Империи зла», ВВС СССР сбили южнокорейский пассажирский самолёт. И в названный день, когда подполковник Станислав Петров на подмосковном командном пункте получил информацию о летящих из США баллистических ракетах, он, может, не так уж и удивился. Ракеты означали атомную войну, которая будет длиться недолго и навсегда превратит Землю в безлюдную пустыню. Информация была стопроцентная, система ошибаться не могла, цепочка, ведущая к красной кнопке, уже была запущена. Инструкция и все, кто находился вокруг, говорили, что дальше нужно пускать свои ракеты в сторону Америки, наносить ответный удар немедленно, в течение получаса.

Но в этой цепочке Петров был тем звеном, на котором всё замкнулось. Он засомневался, «не поверил компьютеру» и после недолгого колебания не подтвердил данные командованию. Вскоре выяснилось, что вся система ошиблась, а он был прав. Он спас человечество. Его сначала хотели наградить, но потом дали взбучку, и вскоре он ушёл из ВС СССР. О его подвиге не знала даже его жена. В 90-е о нём сначала написали наши журналисты, но никто на это не обратил внимания, зато на Западе он для миллионов людей стал суперзвездой, символом и просто, по-человечески, всеобщим спасителем. Дети из разных стран отправляли ему письма с благодарностями, Петрова вызывали на вручение премий за границу, награждали почётными званиями. А в России он был просто тихим и одиноким стариком, о котором ни один канал не сделал даже телепрограммы и которого никто не знал. Жил в своём Фрязино, получал письма на языках, которых он не знал.

Трейлер фильма «Человек, который спас мир»

К счастью, несколько лет назад амбициозный датский режиссёр Питер Энтони приехал к Петрову и понял, что будет делать о нём фильм. Причём сделать это было очень сложно, учитывая, что у Петрова отвратительный характер, а свою историю он к этому моменту рассказал столько раз, что она потеряла свою свежесть при изложении. Тогда Энтони стал думать, как перехитрить Петрова и всё-таки сделать интересный фильм, располагая для этого очень ограниченным бюджетом. На питчингах его везде «завернули», посчитав, что дела далёкого прошлого и все эти разговоры о ядерной войне уже никого не волнуют.

Энтони решил сделать как бы два фильма. Один – постановочный. На студии в Риге он, руководясь точными указаниями от Петрова, воссоздал командный пункт, позвал туда актёров и снял подробную реконструкцию того самого эпизода из 1983-го года. Правда, реконструкция умалчивает о том, что Петров, помимо прочего, сомневаясь в данных компьютера имел в виду, что ракеты обычно летят из нескольких баз, а не с одной: этому офицеров учили, он это знал. Здесь же сделана ставка на его личное решение, его риск, его нежелание взять и согласиться с тем, что началась война, хотя это, как замечал сам Петров, было бы проще, по инструкции.

Трейлер фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»

Второй «фильм» Энтони – документальное роуд-муви о том, как Петров поехал в США познакомиться с Кевином Костнером, своим любимым актёром, который тоже прислал когда-то Петрову письмо с благодарностью за спасение человечества. Обе линии развиваются параллельно, и получается, будто Петров всю дорогу снова и снова вспоминает события судьбоносной ночи, которые его сломали и исковеркали. Мы видим человека, который каждому встречному готов сообщить точные размеры поражения при ядерной атаке, точное количество жертв, но самое главное: Петров абсолютно убеждён, что однажды ядерная война начнётся, потому что такова логика истории. Вопрос только во времени.

Для второго «фильма» Энтони выбрал себе «замену», русскую девушку, которая будет переводить слова Петрова американцам, а заодно постоянно беседовать с ним, спорить и даже иногда ссориться. Мы смотрим на Петрова её глазами и видим, что он, который призывает всех забыть о прошлом и начать жить со всеми в мире и дружбе, уже много лет не общается со своей матерью, а на каждого собеседника готов накинуться, если тот обронит что-то неосторожное. На этом конфликте Энтони строит фильм, выбрасывая отдельные важные факты, комкая историю жизни Петрова, но всё же помня свою основную задачу – держать в кадре этого уникального человека, дать ему раскрыться, оставить его образ для будущих поколений.

Так и получилось, что фильм в итоге не слишком ровный и иногда просто неправдоподобный, а герой существует, причём герой героический, в полном смысле слова. Петров умер в 2017-м году, и о его смерти издания всего мира написали с запозданием в несколько месяцев. В России его смерть осталась такой же незамеченной, как и жизнь. А политика Дональда Трампа и Северной Кореи, по словам Энтони, стали для фильма бесплатной рекламой, потому что над миром снова угроза большой войны, и опять вся надежда на таких людей, как Петров или те безымянные американские военные, которые тоже успели предотвратить ряд «ответных ударов» США на несуществующие атаки СССР. Поэтому фильм, который уже несколько лет как готов, выходит в России, и теперь у всех есть шанс узнать, кто такой Петров, как спас мир и чего ему это стоило. А цена оказалась приличная.

Сергей Сычёв