Каждый фильм Пола Томаса Андерсона – большое событие. «Призрачную нить» уже ругают и хвалят, кто-то демонстративно уходит с показов, кто-то провозглашает картину гениальным произведением. Поэтому вопрос, смотреть или нет, не стоит. Единственное, что волнует любителей кино: как посмотреть нового Андерсона в наилучшем качестве?

К примерке платьев, как и ко всему, что касается работы, герой «Призрачной нити» относится как к сакральному действию


Вопрос не тривиальный. Например, совершенство фильма «Мастер» можно было наиболее полно ощутить только в 70-мм формате, в котором он и снимался. Но в России он ни разу не демонстрировался в таком виде, нужно было искать возможности за рубежом или удовольствоваться более скромными вариантами, скорее всего цифровой копией.

Трейлер фильма «Мастер»

«Призрачная нить» тоже выходит, в том числе, на семидесяти миллиметрах, но комплексовать в этот раз не придётся: фильм снимался на 35 мм, и в более широкий формат портировался путём фотоувеличения. Впрочем, даже на 35 мм в России картину будет посмотреть не так легко, потому что кинотеатры перешли на «цифру», но здесь хотя бы разница в качестве будет не так заметна. Другое дело – звук. Здесь компромисс невозможен, смотреть можно только с оригинальной английской речью, допуская субтитры. Или без них, потому что диалогов здесь не так много, и они относительно простые. В общем, нужно постараться при выборе сеанса, чтобы экран был большим, звук – аутентичным, а кресла – удобными, потому что двухчасовая картина получилась медленная и не слишком простая.

Трейлер фильма «Призрачная нить»

Трейлер можно смотреть смело, не боясь спойлеров: известно, что рекламные материалы не вошли в финальную версию фильма, как это было и с рядом предыдущих работ Андерсона. Но это лишь маленькая и забавная деталь, куда важнее отметить, что упоминание именно «Мастера» в начале текста не случайно. Как и там, сюжет переносит нас в 50-е годы прошлого столетия, а у главного героя есть реальный и очень интересный прототип. Здесь это Кристобаль Баленсиага, знаменитый испанский модельер, чья фамилия и сегодня известна состоятельным модницам, так как стала дорогим брендом. Пол Томас Андерсон перенёс действие в Англию и назвал героя Рейнольдсом Вудкоком, но оставил ему профессию прототипа и, что важнее, «монашеский», по его выражению, образ жизни.

Вудкок устроил свою жизнь так, что каждая секунда подчинена жёсткому правилу. Он должен завтракать в абсолютной тишине, он не ест спаржу, поджаренную на сливочном масле, он не отмечает праздников – миллион законов, которые все его работники должны свято исполнять и которые дозволяется хотя бы робко комментировать только одному человеку, главной помощнице и лучшему другу Сирил. И ещё Вудкок убеждённый холостяк, о чём он самоуверенно сообщает симпатичной официантке Альме, пригласив её на ужин. Но он, который шьёт платья королевам и имеет право хамить даже им, не знает, что официантки – народ настойчивый и дразнить их таким образом нежелательно.

Больше об этом фильме до просмотра лучше ничего не знать, кроме, пожалуй, нескольких малозначимых фактов. В отличие от предыдущих картин Андерсона, эта не премьеровалась на фестивале «большой тройки», что только добавило фильму интриги, тем более что любой крупный смотр с удовольствием взял бы фильм в конкурс, и он там был бы фаворитом. Дэниэл Дэй-Льюис здесь сыграл, пожалуй, самую сложную роль в своей жизни, и сыграл так, что был номинирован на «Золотой глобус» и «Оскар». Причём это его последняя роль в кино, потому что актёр решил уйти на заслуженный отдых. Принято считать, что Пол Томас Андерсон в этой картине был режиссёром, продюсером, автором сценария и оператором, хотя в отношении последнего пункта сам Андерсон выражается неопределённо и скромно. И в титрах он оператором не значится – формально у картины вовсе нет оператора. Исполнительница роли Альмы Вики Крипс не видела Дэй-Льюиса до самых съёмок, чтобы, по замыслу Андерсона, полностью идентифицировать его с главным героем. Так и произошло, она даже в интервью называет своего партнёра по фильму вымышленным именем.

Трейлер фильма «Врождённый порок»

Фильмы Андерсона в России пользуются культовым статусом, но почему-то большинство не успевает их посмотреть в кино, картины становятся модными потом, на видео. Поэтому ни один релиз Андерсона у нас в стране не принёс больше полумиллиона долларов, а предпоследняя его работа «Врождённый порок» вообще в прокат не вышла. Это говорит только об одном: нужно спешить, потому что потом все всегда жалеют, что не посмотрели Андерсона так, как его нужно смотреть. Как именно – см. выше.

Сергей Сычёв