Непередаваемо прекрасная режиссёрская работа актриса Греты Гервиг удивительным образом помогает нам представить себя на месте и непутёвых детей, и фрустрирующих родителей, и всех, кто оказался рядом с ними в неподвижно-одноэтажном Сакраменто.

Фильм «Леди Бёрд» полон эпизодов счастья, которое у молодых обычно очень короткое, но зато таких моментов много. Иногда даже слишком много


Кристина не любит, когда её называют Кристиной. Она уже давно придумала себе новое имя – Леди Бёрд. Она мечтает о Нью-Йорке, она хочет жить яркой жизнью, учиться в крутом университете, тусоваться, творить, познавать. Но правда в том, что её родители едва смогли позволить себе отдать её в католическую школу, о Нью-Йорке и приличном вузе речи быть не может, и Леди Бёрд вынуждена тянуть скучную лямку в глухой провинции, где к ней никто серьёзно не относится. А ведь ей уже семнадцать! Она ссорится с родителями, ищет новых подруг, встречается с парнями и делает всё то же, что и все остальные подростки, но разница в том, что она хочет большего, а они, даже самые лучшие, давно перестали надеяться что-то изменить в инерции своего жизненного пути.

Трейлер фильма «Леди Бёрд»

Начнём с того, что здесь великолепный сценарий, наполненный миллионом точных деталей, узнаваемых, но таких, которые мы обычно не примечаем в своей жизни и которых раньше не видели в других фильмах. Ну где ещё после первых поцелуев девочка скажет: «Ты ведь знаешь, что можешь положить руку мне на грудь?» А мальчик объяснит, что знает, но относится к девушке слишком трепетно, чтобы прямо вот сейчас так поступить. Потом выяснится, что у него сложности не только с этим, но это рассказывать нельзя. Скажем просто, что здесь каждый персонаж в какой-то момент нас удивит, раскроет свои тайны и заставит себя понять и полюбить. Фильм «Леди Бёрд» в этом смысле похож на лучшие картины последних лет, «Отрочество» и «Жизнь Адель». В обеих иронично и нежно показано, как юные и «взрослые» герои одинаково беспомощно мечутся среди своих желаний, мыслей и страстей, не зная, как выбраться из ловушек, которые они сами же себе поставили.

Трейлер фильма «Отрочество»

С «Жизнью Адель» фильм роднит концентрация на образе главной героини. Она тоже познаёт мир всеми силами и тоже готова на бунт. Только у француженки Адель больше веры в себя, больше свободы и мудрости, а угловатая Леди Бёрд вписана в консервативное общество американской глубинки, где нет никакой американской мечты, зато есть чёткое классовое разделение и тотальный пессимизм в отношении своих возможностей. Богатые детки, катаясь в дорогих авто и пробуя наркотики, точно так же ограничены и унылы, как ребята из бедных кварталов. Над ними всеми разлито ощущение всепоглощающей скуки, из которой никак не выбраться. Леди Бёрд бунтует, не зная, чего она хочет, Нью-Йорк для неё куда более иллюзорен, загадочен и невозможен, как ни странно, чем для среднего россиянина. Она работает над собой, она заставляет себя расти, но ей тяжело, а взрослая жизнь оказывается слишком сложной. Сирша Ронан играет её так, чтобы из «деревянной» девушки время от времени на нас обрушивался ураган страстей, чтобы потом скрыться за маской непроницаемости и даже цинизма.

Трейлер фильма «Жизнь Адель»

На всё это накладывается ещё и то, что действие перенесено в 2002 год. По телевизору постоянно говорят об Ираке, о террористах, и дети скучающе смотрят жуткие кадры, в то время как родители не смотрят их вовсе, тщетно пытаясь свести концы с концами и в итоге попадая в «дурку», где мать Кристины ведёт с ними терапевтические беседы. Ей, правда, самой помощь не помешала бы, да и муж, отец Кристины, давно сидит на антидепрессантах. Всех засасывает рутина, губит обыденность, чеховская пошлость, от которой не спасёшься, слушая в машине аудиокнигу «Гроздья гнева». А ведь родители Кристины – бывшие интеллектуалы, с хорошим образованием, они тоже когда-то мечтали. Не получилось. И у большинства тех, кто окружает Леди Бёрд, не получится.

Трейлер фильма «Каждому своё»

В фильме «Каждому своё», тоже недавнем и очень удачном, показана эйфория молодых студентов, которые только заселились в общагу, но ещё не начали учиться. Они как будто вынырнули из призрачного полубытия в новую жизнь и жадно пробуют все её вкусы. «Леди Бёрд» - о периоде, который предшествует такой трансгрессии. Об ошибках, о которых потом жалеешь, о друзьях, которых отталкиваешь, о связях, которые приносят куда меньше радости, чем от них ждёшь. Но другой молодости (и зрелости, кстати, тоже) у авторов для нас нет, придётся узнать в героях себя и горько улыбнуться тому, как интересно и нелегко просто жить, хотя бы даже без подвигов и великих трагедий.

Сергей Сычёв