Это совсем не тот фильм, которого все ждали. Не политический боевик о противостоянии протодиакона Андрея Кураева и Московской патриархии или кого бы то ни было ещё. И не обвинительная речь в адрес Кураева или его оппонентов. Фильм сделан о другом и для другого.

«Один китаец был мастером подземного пения - он пел только частушки», - словами известной песни Гребенщикова встречает нас фильм «Андрей Кураев. Прямая речь»


Для многих это будет странно. Парадоксальные, яркие, саркастичные выступления, статьи и книги отца Андрея для многих интеллигентов в 90-е так же открывали дверь в храм, как до этого для их предшественников – о.Александр Мень и о.Антоний Сурожский. Только Кураев был всё же плоть от плоти 90-х. Он приходил в Думу с листовками, сражался с многочисленными сектами, обличал тех, кто в своём сектантстве не признавался. Его лекции по всей стране собирали полные залы, его выступления и формулировки заучивали наизусть, он был самым популярным и обсуждаемым церковным писателем, который одинаково страстно мог говорить о Гарри Поттере, традиционном буддизме или святых отцах Средневековья.

Сегодня Кураева стало гораздо меньше. Он редко появляется на телеэкранах, не так часто публикуется в массовых изданиях, его книги ушли из разряда бестселлеров. Кажется, что он «пропал», и чаще всего о нём теперь можно услышать от других священнослужителей, которые опять с ним в чём-то не согласны. При этом в публичный спор с ним почти никто не вступает, понимая, что над таким эрудированным и харизматичным оппонентом победу одержать почти невозможно. Кураева осуждают, не желая вслушаться в его слова, как бы в одностороннем порядке.

Фильм же начинается с того, что Кураев держит на коленях своего маленького сына, который боится темноты. Протодиакон предлагает мальчику отправиться во тьму, вооружившись фонариком, и ничего не бояться. В этой метафоре заключён весь дальнейший фильм, потому что следующий час будет посвящён бесстрашию и свободе. Картина построена на фрагментах выступлений Кураева, интервью с ним и небольших зарисовок о его повседневной жизни и церковных богослужениях, в которых он участвует. Тем, кто хорошо слушал его в предыдущие годы, этот фильм скажет лишь то, что позиция Кураева ни в чём не изменилась и сам он остался прежним, просто стал чуть более спокойным в выражениях. А вот для тех, кто забыл, кто такой Кураев, или всегда знал смутно, фильм поможет чуть лучше понять, что это за человек, о котором все говорят, и в чём основной смысл всей его деятельности. Дать людям, которые боятся темноты, фонарик, чтобы они шли спокойно и уверенно, пусть даже это и не застрахует их от всех ошибок. И в Выборге на фестивале «Окно в Европу»-2017, где состоялся первый показ фильма, публика этот посыл высоко оценила. А сам Кураев во время сеанса только несколько раз посмотрел на экран – когда там показывали литургию. Тоже деталь немаловажная.


Сергей Сычёв