Наверняка вы соскучились по старым коэновским криминальным страшилкам, которые сочетали насилие, абсурд и головокружительный сюжет. Сегодня Коэны ушли от этого далеко вперёд, и в своих лучших фильмах достигли новой, гораздо более высокой планки, но иногда хочется и расслабиться. Для этого и снят «Субурбикон».

Джулианна Мур и Мэтт Дэймон в фильме «Субурбикон». Зловещая парочка


Не будем забывать, что Джордж Клуни – любимейший коэновский актёр, которого они не раз приглашали на главные роли, зная, что его чувство юмора точно не подведёт, и он опять выдаст нужный образ плута, который до того хитёр, что обманывает самого себя. При этом в своих режиссёрских работах Клуни очень серьёзен и публицистичен, может, поэтому он и не стал в этой картине по старому коэновскому сценарию играть сам, а адресовал этом Мэтту Дэймону. Последний – актёр совсем не легкомысленный, да Клуни и не собирался делать криминальную комедию. Он как раз сгустил краски и превратил историю в триллер с политическим оттенком. Хотя кое-что смешное всё-таки оставил.

Трейлер фильма «Субурбикон»

С другой стороны, поводов для смеха здесь действительно мало. Представьте себе ситуацию, в которой в современный и уютный (для конца 50-х годов прошлого века) дом врываются грабители и убивают прикованную к инвалидному креслу жену преуспевающего бизнесмена, так что он и его маленький сын остаются жить одни, хотя контакта между ними не было и нет. Более того, маленький Никки приходит вместе с отцом на опознание, и на его глазах отец не выдаёт полиции обоих грабителей, придумывая для сына совершенно нелепое оправдание. А ещё, кажется, мамина сестра постепенно превращается в мачеху. И без того травмированный смертью матери Никки близок к тому, чтобы совсем замкнуться в себе.

Гарик Харламов дублирует Мэтта Дэймона

Дальше будет много сумасшедших поворотов, которые блистательно обыгрываются лучшими актёрами своего поколения. Мэтт Дэймон изображает очень типичного для Коэнов увальня, считающего себя самым умным и хитрым, а Джулианна Мур исполняет сразу две роли, в каждой из которых она безупречна. Хотя самую выгодную партию Клуни отдал Оскару Айзеку, его феерический следователь страховой компании просто взрывает фильм изнутри, потому что у Айзека здесь даже не движения, а хореография, и не реплики, а зонги. Он, как и ряд других второстепенных (формально) персонажей, как будто сохраняет коэновскую эстетику. А вот герой Дэймона мрачен и очень страшен, чего обычно с коэновскими героями не бывает. Даже торнтоновский парикмахер был менее опасен, чем этот буржуа, в домашнем кабинете которого стоит пошленький аквариум. Дэймон играет его на оскаровском уровне, но, кажется, ни он, ни Мур, ни Айзек не попадут в номинанты за 2017 год, хотя очень даже могли бы. Вместе с Коэнами и Клуни, разумеется.

Запомните это имя: Ноа Джуп. Он блестяще сыграл в «Субурбиконе» и другом новом фильме, «Чудо»

Всё дело в чёрных. Клуни ввёл в фильм дополнительную линию: рядом с семьёй, вокруг которой построено действие, поселились новые соседи. Они – чёрные, а с точки зрения всех обитателей городка Субурбикон – «ниггеры», которым здесь не место. Время от времени Клуни показывает, как разворачивается травля Мейерсов. Сначала соседи демонстративно отгораживаются от них высокими заборами, потом устраивают круглосуточные шумные пикеты, а там уже и до вооружённых беспорядков недалеко, в то время как полиция почти не сдерживает нападающих, а журналисты дают слово тем, кто считает, что «чёрным здесь не место». Связи с основным сюжетом здесь почти нет, дружба Никки с маленьким Мейерсом показана пунктирно, да и семье Никки до Мейерсов дела нет, своих проблем хватает. Линия эта создана, чтобы создавать напряжение и чтобы к финалу фильма через показ беспорядков выйти на апокалиптическое настроение, тотальный конец света, где сброшены маски и где варварство окончательно хоронит цивилизацию.

Трейлер фильма «Фарго», ближайшего референса «Субурбикона»


Но политизированный американский зритель этот символ не захотел видеть символом. На фильм обрушилась вся национальная пресса, упрекая Клуни в том, что он недостаточно отразил тему расизма в своей картине, не вывел её на должный уровень, а ещё лучше – не посвятил ей весь фильм, как прилично сделать современному американскому интеллектуалу. Никакие достоинства картины не извиняют в глазах критики политическую незрелость, которая в США сегодня карается очень строго, потому что вновь наступила эпоха охот на ведьм, просто целей стало чуть больше. Правда же в том, что Клуни сделал действительно очень качественную актёрскую картину по великолепному сценарию, пусть и неровную по настроению и уступающую по атмосферности фильмам самих Коэнов. Но всё же очень достойную работу, которая во всех смыслах куда лучше последовательно антирасисткого комедийного триллера «Прочь», который те же американские критики подняли на щит и планируют на нём же внести её прямо на оскаровскую церемонию. В американском прокате «Субурбикон» провалился, большим коммерческим хитом он не станет нигде. Но вряд ли кто-то из менее политически ангажированных зрителей пожалеет о потерянном времени, если пойдёт на этот фильм. У него есть свой шарм, есть послевкусие, и это действительно очень яркие актёрские работы даже для тех, кого мы и без того давно знаем и любим.

Сергей Сычёв