Дремучая деревенская жизнь не меняется. Мальчишки всё так же ходят стенка на стенку из-за девчонок. Взрослые по-прежнему несчастны в своих семьях и ищут утешения в чужих. Хозяйство медленно разваливается, а у тех, кто решил, что он сейчас организует своё дело и начнёт хорошо работать и жить, быстро появляются серьёзные проблемы.

Визуальное решение подростковых эротических переживаний
- одна из сильных сторон фильма «Лес»


Можно сказать, что в сценарии этого фильма, конкурсанта фестиваля «Окно в Европу»-2017, многовато штампов. Все эти драки, изнасилования по пьяни, поджоги у фермеров, деревенская школа с её жестоким детским миром, не говоря уже о подростке, который страстно томится, рассматривая издали взрослую, но уже такую любимую женщину, - всё это мы видели не раз и вряд ли чему-то удивимся, кроме, может быть, того, как много всех этих стандартных ходов поместилось в одном небольшом фильме. Но почему-то «Лес» трогает, будоражит, волнует, заставляет сопереживать, по крайней мере, главному герою, такому запутавшемуся мальчику, который как-то неловко почувствовал себя мужчиной.

Трейлер фильма «Лес»

Он ведь не только подсматривает за женщиной, которую избивает пьяный муж. Он готовится занять его место. В сарае он тайком от всех мастерит деревянную тачку, символ хозяйственности – и символ помощи, потому что он действительно хочет помочь уже не такой уж молодой возлюбленной, хочет сделать её счастливой. Конечно, он внутренне перерос деревенскую школу с её «дешёвыми понтами», ему искренне непонятно, что имеет в виду местный забияка, который угрожает ему: «Если в ближайшее время не трахнешь бабу, будем считать тебя п….ом». Этот парень, главный герой, в тёмном лесу примитивной цивилизации с первобытными ценностями старается стать крестьянином, то есть человеком другой формации. Трудиться, иметь семью, жить отдельно – в этом стремлении среди всеобщего вырождения есть что-то авангардное, что-то настолько вызывающее и провокационное, что мы почему-то с трудом верим, что ему удастся.

Страшно, что речь идёт не о дремучей старине, да и ребятки ходят в кадре не с балалайками, а с айфонами, но всё равно степень разложения человека здесь в равной степени ужасающая и достоверная. В «Лес» веришь, более того, живёшь в нём, пусть и только во время фильма. Просто это не столько художественная заслуга, сколько социальный диагноз.

Сергей Сычёв