Это не фон Триер, но Йоакима Триера тоже стоит запомнить, он давно уже стал завсегдатаем крупнейших мировых фестивалей. А фильм «Тельма» - это только на первый взгляд неторопливая и лиричная история о взрослении девушки, потому что в действительности перед нами триллер с сюжетом в стиле Стивена Кинга.

Только кажется, что «Тельма» - это клон «Жизни Адель». На самом деле здесь всё куда загадочнее и опаснее


Но это выясняется не сразу. Изначально мы видим очень религиозную протестантскую семью, где есть отец-властелин, мать с парализованными ногами и девушка Тельма, тихая, скромная, застенчивая. Она поступила в университет и живёт отдельно от родителей, но очень переживает, что у неё совсем нет друзей. Когда в кафешке она знакомится с Аньей, та быстро посвящает её в прелести студенческой жизни. Тельма впервые в жизни пробует танцевать в клубе, пьёт спиртное, курит – а потом Анья начинает её целовать.

Трейлер фильма «Тельма»

Зритель скептически нахмуривается: понятно, это «Жизнь Адель», только если там главная героиня была из простой семьи, то здесь – из религиозной, причём такой, где отец держал ладонь маленькой девочки над огнём свечи, чтобы показать ей, как жарко будет в аду. То есть к «Жизни Адель» добавляет какой-нибудь «Крестный путь», получаем кино не новаторское, но точно актуальное и злободневное.

Йоаким Триер однако разворачивает историю в самом неожиданном направлении. Мало того, что Тельма понимает про себя очень много нового. Оказывается, что прошлое её семьи полно тайн, а что творится в настоящем, понять совсем трудно. Тельму посещают странные галлюцинации, которые она считает обычной эпилепсией, но есть основания полагать, что у этих видений есть подозрительная связь с действительностью. И чтобы не идти дальше в пересказе сюжета, закончим его на том, что «Тельма» - это мистический триллер.

Трейлер фильма «Крестный путь»

Но это не такой мистический триллер, к которому привыкли зрители американского кино. Здесь не будет фриковатого профессора, который почему-то давно в курсе феномена, о котором идёт речь, и который сразу включается в «работу», рискуя жизнью. Не случится здесь эффектных погонь и запредельного насилия в кадре, «Тельма» снят так, словно это реалистическая драма, и здесь, конечно, есть все признаки и драмы взросления, и гомосексуальной мелодрамы с элементами эротики, и высказывание на тему религии, которое, кстати, не такое уж однозначное. Приходится даже бороться с соблазном, чтобы не выделить знаковые фильмы-референсы, потому что любой такой ориентир будет спойлером и лишит зрителя удовольствия удивиться во время фильма.

Но «Жизнь Адель» - это референс, от него никуда нельзя деться, потому что это фильм-водораздел, важнейший и принципиальнейший для современного кино. Отношения Тельмы и Аньи даже выстраиваются по похожей структуре, пусть даже Йоаким Триер не рискует вставлять в картину откровенные постельные сцены по пять минут каждая. Он лишь использует тот же киноязык, следя с помощью ручной камеры за реакциями Тельмы, склеивая образы неровно, в документальной манере. Но «Жизнь Адель» - гениальный рассказ о первой любви, а в «Тельме» автора занимает не только то, как Тельма и Анья смотрят друг на друга и дарят друг другу нежные прикосновения, уничтожающие на время тотальную разницу между ними. Адели нужно понять Эмму и себя, у Тельмы есть загадки посложнее.

Трейлер фильма «Жизни Адель»

Может, все дело в том, что Дания вообще отличается от Франции, и там, где француз исследует чувства, датчанин поражается абсурдности, жестокости и сарказму, которые обрушивает на слабые человеческие плечи коварное бытие. И здесь разница между Йоакимом Триером и его великим однофамильцем лишь в том, что последний – мудрее и ироничнее, а для Йоакима Триера ничего смешного в трагической истории, которую он рассказывает, нет. Или есть, но юмор этот понимают только в Дании.

Сергей Сычёв