Невероятный, зрелищный, остроумный фильм, который вполне может претендовать на звание одной из лучших неигровых картин года. Ещё он смелый, политический и очень уважительный ко всем, кто оказывается в кадре.

На Московском МКФ-2017 «Парижская опера» был признан лучшим фильмом документального конкурса


Вот и пришла вернуться в мир Парижской оперы, который нам детально представил несколько лет назад великий Фредерик Уазйман в фильме «Танец: Балет Парижской оперы». Строгий, выдержанный рассказ Уазймена объединял в двух с половиной часах труд всех, кто хоть каким-то образом занят в Опере, от уборщиц и работников столовой до репетирующей труппы и руководства Оперы, которое регулярно должно решать организационные проблемы. Уайзмен был как всегда бесстрастен и лишь очень деликатно позволял себе делать акценты на ключевых для его творчества темах. Только нужно отметить, что Парижская опера существует в виде Оперы Гарнье, где занимаются балетом, и Оперы Бастилии, где обычно идут собственно оперы. Уайзман снимал Гарнье и балет.

Кадр из фильма «Танец: Балет Парижской оперы»


Швейцарец Жан-Стефан Брон, снявший теперь Оперу Бастилии, – художник совершенно другого типа, он тоже пытливый наблюдатель, но его чувство юмора не позволяет ему оставаться «мухой на стене». Он – человек из политического кино, и его документальная комедия «Казус Блохера» демонстрировала блеск и нищету швейцарских «правых» и наводила на многие интересные размышления. Брон и здесь, в фильме об Опере, продолжает мыслить политически. Директору Оперы Стефану Лисснеру в новой картине посвящено существенное количество экранного времени. Кстати, сама картина намного короче уазйменовской, на 40 минут. Режиссёр показывает, как Брон решает не только творческие задачи, вникая во все детали каждой постановки, но и ежедневно занимается именно что политическими задачами. Например, договаривается с бастующими профсоюзами, чтобы они ему не срывали спектакли, пытается снизить цену на билеты в Оперу, потому что необходимость тратить на спектакль по 250 евро снижает имидж Оперы в глазах общественности. Ироничный, деловитый, Лисснер с первого же появления в кадре превращается в одного из главных героев фильма.

Трейлер фильма «Парижская опера»

Ещё один главный герой – молодой российский исполнитель Михаил Тимошенко, парень из деревеньки под Оренбургом, которого в 21 год зачислили в Академию Парижской оперы практически у нас на глазах: камера зафиксировала момент, когда Михаилу звонят и сообщают, что он принят, а он к тому моменту из всех иностранных языков владеет только немецким, потому что учился в Германии. За Тимошенко мы наблюдаем постоянно, даже тогда, когда после своего первого выступления в Академии он, обхватив голову руками, произносит: «Хреново…» На самом деле нет, конечно, но его реакции для Брона стали настоящим подарком.

Брон снимает фильм для зрителя. Чаще всего такого рода картины бывают либо наборами «говорящих голов», либо рассказ о репетициях, которые к финалу фильма превращаются в спектакль. Брон же никакой строгой композиции не придерживается. Репетиция оперы Шёнберга «Моисей и Аарон» вместе с премьерой охватывает едва ли первую треть фильма, а дальше режиссёр стремительно переходит к «Баядерке», перед которой Лисснер со сцены провозглашает солидарность с редакцией «Шарли Эбдо», потому что только что там произошёл теракт. Парижская опера – это не один или несколько человек и не конкретные постановки, это мир, который можно представить только в виде мозаики из множества разнородных фрагментов.

Сюжет телеканала «Культура» о премьере фильма «Парижская опера» на ММКФ


И это очень весело. Брон оставляет почти все сцены, где герои удачно шутят. Например, тогдашний президент Олланд приезжает в Оперу и отмечает Лисснеру, что его приезд наверняка поднимет настроение спонсорам театра. А во второй половине фильма педагог Оперы отыграется за босса, сообщив юным музыкантам, что на их отчётный концерт Олланд не приедет, потому что они слишком молоды для избирателей. Ассистентку примы кто-то спрашивает, сильно ли потеет звезда в первом акте, и та без колебаний отвечает: «Да как корова!» И в следующей сцене мы видим, как она за кулисами подаёт приме салфетку за салфеткой. А ещё ряд сцен посвящён настоящему быку, который должен выйти на сцену в постановке по Шёнбергу и которого приучают к хору, поставив орущую колонку прямо в его стойле. И очень долгий спор участников хора о берушах, которые они используют, чтобы не оглохнуть друг от друга. Брон может мало понимать в опере (как он сам признаётся), но он блестящий режиссёр, за полгода работы он снял именно то, что было нужно, и правильно это смонтировал. Да ещё на его счастье во время съёмок в Опере случился скандал: главного хореографа Бенжамена Мильпье сменила консервативная Орели Дюпон, а такие события очень выгодно смотрятся в документальном кино.

В одной из сцен фильма «Парижская опера» камера следует за балериной после выхода со сцены, и прима на наших глазах обессиленно падает на пол и долго не может отдышаться после того, как непринуждённо и легко порхала перед зрителями


«Парижская опера» заслуживает не просто просмотра, но сеанса на большом экране с очень хорошим звуком. Даже если вы ничего не знаете ни про оперу, ни про балет, ни даже про документальное кино, эта картина запомнится вам надолго. Хотя бы потому, что это, пожалуй, самый красивый, остроумный и яркий фильм осени. Обещают, что он будет идти не только в Москве, но также в Санкт-Петербурге, Перми, Иркутске, Новосибирске, Саратове, Ярославле и Калининграде.

Сергей Сычёв