Странное название фильма скоро перестанет удивлять, потому что фильм получился сразу и народным хитом, и артмейнстримной драмой с элементами магического реализма. Практически всем нравится.

Героиня Марины Неёловой в фильме «Карп отмороженный» не боится ни жизни, не смерти. Ей просто не хочется затруднять своего вечно занятого сына


Расклад стар, как мир. Взрослый сын Олег давно делает карьеру в большом городе и совсем забыл про пожилую одинокую мать. А мать, Елена Михайловна, уверена, что вот-вот отправится на тот свет, но сына затруднять не хочет, решила не только заказать себе гроб, но также вырыть могилу и выбить ещё при жизни свидетельство о смерти. При всей гиперболизированности ситуации, похожие случаи знакомы каждому, а учитывая, как много в фильме точных и остроумных деталей, анекдот превращается в увлекательную зрительскую трагикомедию, временами переходя в мелодраму и драму.

Трейлер фильма «Карп отмороженный»

Автор фильма Владимир Котт всё время пытается вывести зрителя из пространства провинциального убожества, которому место в артхаусе, на территорию сказки. Поэтому в сюжете фигурирует загадочный карп в роли волшебной щуки, а похождения героини по «посмертным» ведомствам напоминают сказочное путешествие в потусторонний мир и обратно. Что, впрочем, не мешает режиссёру периодически напоминать, что вся история могла бы вполне состояться и без фольклорно-мифологических допущений. Скажем, везёт бабуля гроб в автобусе, а две девчонки в готических нарядах просят её разрешить им сделать селфи на фоне этого гроба. А когда она огрызается, что в гробу покойник, девицы приходят в неописуемый восторг и селфятся ещё. Или жутковатый эпизод в морге, когда коллега патологоанатома просит сломать мнимой покойнице палец, потому что ей колечко понравилось. Он возмущается, а она ему укоризненно бросает, что, дескать, не в первый же раз, так зачем строить из себя праведника?

Владимир Котт правильно рассчитал формулу успеха фильма и не менее точно выбрал актёрский состав в расчёте на то, что сильные и известные артисты «дожмут» там, где это не удастся сделать другими средствами. В результате Марина Неёлова здесь играет свою лучшую за последние не годы – десятилетия роль, регулярно «умирая» и «воскресая» у нас на глазах. Алиса Фрейндлих, видимо, решившая всерьёз и надолго (к нашему счастью) вернуться в кинематограф, отвечает за динамику. Наталья Суркова «даёт» сухую чиновницу, Сергей Пускепалис – «простого» мужика, понятно устроившего свою жизнь, а Александр Баширов вводит дополнительные мотивы абсурда, так необходимые повествованию. Венчает ансамбль Евгений Миронов, который появляется на экране как символ одновременно успеха, одиночества и современного урбанизма с его глубоко провинциальными корнями. Собственно, из-за участия в картине этого актёра она не смогла попасть в конкурс «Кинотавра»-2017: он был главой жюри. Зато попала в конкурс ММКФ, что гораздо престижнее и важнее.

Пресс-конференция фильма «Карп отмороженный» на ММКФ-2017

Вряд ли «Карп отмороженный» станет событием в фестивальной или кинотеатральной жизни страны, но на телевидении он может рассчитывать не только на миллионы благодарных зрителей, но и на долгую «жизнь» на экране – за счёт того, что одинокие матери никогда не переведутся, а значит, поплакать и посмеяться над их чудачествами всегда будет много желающих.

Сергей Сычёв