«Одиннадцать друзей Оушена» вернулись, но в лице фрик-пародии от того же автора. Стивен Содерберг заставил здорово понервничать своих многочисленных поклонников, хотя теперь, когда он «вернулся» в кино, реакция у них будет смешанная.

Сцены, когда герои молча смотрят друг на друга, - лучшие моменты фильма «Удача Логана»


В далёкой американской глуши живут братья-лузеры Логаны. Джимми Логан когда-то был превосходным футболистом, на него молились все местные парни, а девушки только мечтали о нём. Теперь он просто шахтёр, от которого ушла жена и которого только что выгнали с работы. Клайда Логана посадили в тюрьму для несовершеннолетних, когда ему было всего 13 лет. Потом он пошёл в армию, попал на войну, потерял там руку, а теперь он бармер в маленькой забегаловке для дальнобойщиков. Говорят, над семьёй Логанов тяготеет проклятие: всё, за что бы они ни взялись, обречено на провал.

Вот они-то решают совершить безупречное ограбление. Находят себе подельников, на которых невозможно положиться, и придумывают невероятно хитроумный план, в котором найдётся место мусорным мешкам, жевательному мармеладу и гигантскому пылесосу. Среди главных примечаний, которые делает к плану Джимми, несколько раз значится предупреждение о том, что всё может пойти не так. И мы понимаем, что обязательно что-то пойдёт не так.
Дальше мы будем долго наблюдать подготовку к преступлению, само преступление и то, что за ним последовало. Всё как положено в жанровом кино. С той лишь разницей, что перед нами пародия, где все штампы такого кино превращаются в повод для издевательства режиссёра. Содерберг доходит до того, что фильм «Одиннадцать друзей Оушена», его самый коммерческий успешный проект, ставший франшизой, упоминается здесь прямо вслух – на случай, если кто-то из присутствующих не уловил, откуда ветер дует. Смешных шуток здесь и вправду много. То суперподрывник весь пол в тюремной столовой заблюёт, то его братья, захлёбываясь, будут снова и снова окунать свои головы в грязные корыта, то Клайд Логан начнёт размахивать своей культёй. «Друзья Оушена» были гламурной комедией про ограбление. «Удача Логана» - это фильм об изнанке гламура. Здесь нет мужчин в дорогих костюмах, зато есть мужланы в отвратительной одежде, грубые, туповатые и злые, хотя и обаятельные.

Трейлер фильма «Удача Логана»

Всё это было бы просто замечательно, если бы это сделал не Стивен Содерберг, а кто-то другой. Тогда можно было бы говорить о великолепной игре актёров, о прекрасных диалогах, об остроумном сценарии. Но когда речь идёт о Содерберге, возникает законный вопрос, так ли нужна была этой картине показная вторичность, как будто Содерберг заранее решил всем проиграть. Взять даже актёров. Да, они прекрасны, но Ченнинг Татум гораздо лучше в «Охотнике на лис», Адам Драйвер – в «Паттерсоне», а Хилари Суэнк – в «Малышке на миллион». Диалоги и общий стиль фильмов здесь явно взяты у Коэнов, но Коэны делают такое кино куда более мастерски, точно, лаконично, да и абсурдизм у них более интересный, оригинальный.

Остаётся только Дэниэл Крэйг, который время от времени пытается всем напомнить, что он не только Бонд, а артист, способный на многое. В том числе на самоиронию. Ему в «Удаче Логана», хоть он и персонаж второго плана, отдано много ярких сцен, и во многих из них он играет на полную силу. Словно бы другим актёрам никому ничего доказывать не надо, а он решил выложиться и показать класс. Всё в нём, от нелепейшей причёски до гардероба, подчёркивает эксцентрику, и зритель может быть уверен, что хотя бы здесь он получит удовольствие. Вообще же, фильм не просто так провалился в американском прокате и, вероятно, покажет скромные результаты и у нас. Просто когда его смотришь, хочется, чтобы сеанс поскорее закончился, чтобы пойти домой и пересмотреть упомянутые выше блестящие картины. С другой стороны, если бы это был не Содерберг, стоило бы сказать, что комедия получилась вполне удачная и, пожалуй, она в чём-то лучше и тех же «Оушенов». Свежее, что ли.

Сергей Сычёв