Для Индии фильм «Бахубали: Битва за престол» был тем же, чем для России – «Викинг». В основе сюжета – легендарная личность (правда, князь Владимир реально существовал, а насчёт Бахубали это ещё нужно доказать), биография которой сильно изменена для создания масштабного блокбастера. Отсюда грандиозный успех «Бахубали» на родине и за её пределами, и следующую картину, «Бахубали: Рождение легенды» ждали уже миллионы благодарных зрителей.

Бахубали в мифологии - монах с бурным прошлым. «Бахубали: Рождение легенды»


Трудно сказать, сколько людей за пределами Индии представляют, чем был джайнизм, одна из древнейших форм философии, известных человечеству. Главное отличие от большинства других аскетических учений состоит в том, что джайны категорически отрицают любое насилие, так что даже земледелием не занимаются, потому что из-за этого могут погибнуть живые существа. Джайнизм, который ещё древнее буддизма (и гораздо проще), убеждён, что душа есть у всего живого и что нельзя никаким насилием осквернять себя. Традиционные белые одежды, по которым узнают джайнов, всегда были настолько чисты, чтобы, как некоторые говорили, джайн сразу мог заметить севшее на него насекомое и не смахнуть его нечаянно.


В Индии сегодня несколько миллионов джайнов, их община малочисленна, но влиятельна. Есть джайнские школы, университеты и, конечно, святыни: храмы и статуи святых. К одному из самых почитаемых святых относится Бахубали, мифический принц и богатырь, который после множества военных подвигов превратился в образец аскетизма. Его статую по обычаю омывают молоком и топлёным маслом, а также осыпают её золотом, цветами и драгоценностями.

Трейлер фильма «Бахубали: Рождение легенды»

Режиссёр С.С.Раджамули, рассчитывая снять международный блокбастер, первым делом отбросил из мифов о Бахубали практически всё, что касается его философско-религиозных поисков и подвигов. В его дилогии Бахубали – это абсолютно положительный богатырь, который борется со своим братом, злым тираном Бхаллаладевой. В основе первого фильма, «Бахубали: Битва за престол», лежит легенда о Моисее, младенце, которого принесла река и который ничего не знает ни о своём происхождении, ни о своей миссии спасти свой народ от угнетения, которая уготована ему свыше.


Но смотреть «Бахубали: Битва за престол» не так уж обязательно, потому что в фильме «Бахубали: Рождение легенды» пойдёт речь об отце Бахубали, которого тоже звали Бахубали. И это рассказ о двух братьях, потому что будущий тиран Бхаллаладева здесь – пока ещё юный брат богатыря Бахубали, завистливый, злобный, но совершенно бессильный перед природным очарованием Бахубали. Молодого героя все боготворят, его больше любит их родная мать, царица этой страны (судя по всему, это было государство Такшашила, или Таксила), ему «светит» не долгое правление и почётное место в летописях. Но Бахубали, как и полагается молодому богатырю, совершенно не ценит ни своего положения, ни возможностей. Править он не хочет, а вместо этого отправляется со своим слугой и учителем в странствие, чтобы посмотреть мир и, если получится, найти себе невесту. Ещё раз, это не тот Бахубали, который был в первом фильме, а его отец-тёзка, который выглядит точно так же и играет его тот же актёр, звезда Индии Прабхас Раджу Уппалапати.

Трейлер фильма «Бахубали: Битва за престол»

Так авторы дилогии ещё сильнее запутали зрителей, потому что по мифам как раз известно, что тот самый Бахубали как раз долгое время решал с братом, кому править, и по одной версии они с братом долго воевали друг против друга, а по другой брат был монахом, и у Бахубали с ним вышел очень своеобразный разговор по поводу престолонаследия – но это уже отдельная история, при желании можно обо всём этом прочесть в соответствующих источниках. Но у того Бахубали, который сам стал аскетом, не могло быть сына-героя, да ещё и такого, который схлестнулся бы в поединке со своим дядей: все знания о древней легенде здесь лучше отбросить и довериться фантазии сценаристов. И принять существование двух Бахубали, причём второй фильм, поскольку посвящён старшему, должен считаться приквелом.


Между тем, хотя в фильме много традиционных для индийского кино песен, а герои дерутся подобно супергероям из американских блокбастеров, сюжетно и стилистически он очень близок к эпосу о Зигфриде и знаменитому фильму Фрица Ланга «Нибелунги». Сюжет, разумеется, поменялся, но многие образы, транформировавшись, перешли из великого немецкого кинопроизведения в индийский фэнтезийный экшн. Визуально это выражено в декорациях, а приключения героев явно списаны из «Легенды о нибелунгах». Бахубали очень напоминает Зигфрида, он такой же могучий, добрый, наивный, но не без плутовской жилки. Линия с поиском невесты, которой оказалась красавицей-воительницей, практически полностью заимствована из рассказа о том, как Гюнтер и Зигфрид покоряли Брюнхильду, хотя для удобства авторы «Бахубали» объединили Брюнхильду с Кримхильдой и сделали ряд перестановок, чтобы заимствование не было плагиатом. В итоге сходство с «Нибелунгами» только придаёт «Бахубали» дополнительное изящество, а какому-то количеству зрителей это станет сигналом, что стоит ознакомиться с творчеством раннего Фрица Ланга. В конце концов и там, и тут мы имеем дело с эпосом, воплощённым с помощью кинематографическим средств, а значит, архетипы могут свободно перетекать внутри индоевропейской культуры, так как и происхождение их можно считать общим.

Кадр из фильма Фрица Ланга «Нибелунги»


Можно смело пропустить не только первый фильм «Бахубали», но и всю приведённую выше информацию, и смело приступать к просмотру. Это действительно очень необычный блокбастер, в котором хореография жестоких боёв при всей своей абсурдности кажется настолько же естественной и безобидной, насколько это можно сказать про, скажем, исландские саги или гомеровский эпос. И когда герои поют, удивляешься только тому, что они не делают это всегда, потому что в правила эпоса это укладывается вполне легко. «Должно, Атрид, нам, обратно исплававши море, в домы свои возвратиться, когда лишь от смерти спасёмся: вдруг и война, и погибельный мор истребляют ахеян», - такие вещи нужно петь, а не пытаться облечь в прозу. Герои «Бахубали» так и делают – поют и сражаются, не помышляя до поры о джайнской аскезе и ахимсе (ненасилии), символом которых в течение многих веков был мифический Бахубали. Теперь он стал героем боевика, да таким, что марвеловские супергерои в его присутствии должны были бы здорово нервничать.

Сергей Сычёв