«Золотой глобус» просто так не дают. «На пределе» конкурировал с очень сильными картинами из разных стран, в том числе с фильмом «Нелюбовь», и всё равно победил. Попробуем понять, почему именно он.

Первая - и самая счастливая сцена фильма «На пределе»


Действительно, компания на «Глобусе» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» была нешуточная. Победитель Канн, фаворит Берлина, Анджелина Джоли со своей новой режиссёрской работой – ничто не предвещало того, что Фатих Акин, который уже много лет не давал повода говорить серьёзно о его картинах, вдруг получит приз. Того режиссёра, который снял «Головой о стену», один из самых модных фильмов нулевых, словно давно больше не было. И даже в Каннах, где «На пределе» участвовал в конкурсе, фильму демонстративно вручили только приз за лучшую женскую роль, - впрочем, Дайан Крюгер действительно хорошо сыграла, а то многие уже стали подумывать, что она решила ограничиться эффектным проведением церемоний Берлинале, где она мастерски чередует немецкую речь с английской.

Трейлер фильма «Головой о стену»

Никто не станет утверждать, что «На пределе» - гениальный фильм, никто не скажет, что он лучше «Нелюбви» по художественным достоинствам. И всё же наградить на «Глобусе» должны были именно его – чтобы мир узнал о проблеме, которую давно привык считать либо решённой, либо несущественной. Иначе говоря, приз картине «На пределе» - это приз за публицистику прежде всего.

Трейлер фильма «На пределе»

Фильм начинается с того, что отсидевший в тюрьме наркодилер турецкого происхождения пытается наладить маленький бизнес, который они ведут вместе с женой Катей. У них всё хорошо. Есть небольшой доход, красивый дом, маленький сын. Никакого больше криминала. И вдруг – мощный взрыв уносит жизни отца и сына, и обезумевшая от горя женщина каждый день должна давать показания полиции и искать хоть одну причину, чтобы не наложить на себя руки. Когда ей говорят, что одна из вероятных версий – акция неонацистов, фанатов Гитлера, она сначала отметает идею как абсурдную, а потом начинает прислушиваться к аргументам.

Фрагмент фильма «На пределе»

Итак, неонацизм. Вы много слышали об этом? Наверное, помните, как о нём взволнованно говорил Михаил Ромм в классической картине «Обыкновенный фашизм». Что, дескать, никуда фашизм не ушёл, что он и много лет спустя после Нюрнберга живёт и здравствует. Всё это было очень убедительно внутри фильма, но, с точки зрения современности, звучало наивно, потому что сравнение, например, рок-концерта с митингами НСДАП, может, формально не лишено смысла, но понятно, что суть этих явлений, как и их следствия, противоположны.

Фрагмент фильма «Обыкновенный фашизм»

Именно поэтому нужно было наградить «На пределе»: здесь доказывается, что неонацизм существует, причём не только в Германии. Что многие люди относятся к нему сочувственно, что закон не слишком преследует тех, кто практически открыто убивает иммигрантов: в фильме, помимо прочего, даётся и страшная статистика, от которой становится не по себе. «Золотой глобус» - это трибуна, с которой можно прокричать об этой проблеме. И Фатиху Акину дали это сделать, а заодно вернули его в дискурс актуального и модного кино: если бы не награда, фильм мог бы и не выйти в российский прокат.

О фильме «На пределе»

Всё сказанное может навести на мысль, что это просто политическая картина, которую надо смотреть так же, как читают расследования в популярных изданиях. Это не так. Более того, «На пределе» - самый нервный и жуткий фильм среди своих «коллег» по «Глобусу», смерть мужа и ребёнка шокирует не только Катю, но и зрителя, а нервные съёмки ручной камерой крупными планами заставляют нас «находиться» к Кате настолько близко, что её состояние в течение всего фильма полностью передаётся и нам. И несмотря на то, что две первые трети фильма оказываются гораздо сильнее последних, напряжение в них невероятно велико, и нервным зрителям лучше воздержаться от просмотра. А остальным – смотреть обязательно.

Сергей Сычёв