Создатели постмодернистской франшизы «Гоголь» окончательно всех запутали, и теперь придётся разбираться, что всё это значит и как дальше это смотреть. Ясно одно: в этом фильме будет Вий. Правда, будет. И Николай Васильевич Гоголь – тоже.

Александр Петров, играя Гоголя, вынужден во многих сценах скрывать своё атлетическое сложение. В одежде это сделать легко, а вот когда одежды нет, камере приходится нелегко


Понять, что тут к чему, не так просто, да, кажется, и сами авторы «Гоголя» не сразу поняли, как это сделать. Но теперь всё ясно. Изначально была идея сделать 8-эпизодный сериал «Гоголь» и попарно выпускать эти серии в кинопрокат до выхода сериала на ТВ-3. «Гоголь. Начало» и был первыми двумя сериями, причём рассчитывалось, что следующие полные метры пройдут в кино очень скоро, а потом всё это появится на телеэкранах. На самом же деле до выхода «Вия» прошло немало времени, а третья часть под названием «Гоголь. Страшная месть» только анонсирована, и даже известно, что в ней вновь появится герой Олега Меньшикова. Анонс есть в виде рекламного ролика в конце «Вия», кроме того, об этом же говорили создатели франшизы на пресс-конференции в день премьеры «Вия», так что это уже не спойлер.

Трейлер фильма «Гоголь. Вий»

Далее - серий восемь, а фильма планируется всего три. Это потому, что, хотя в фильме есть сквозной сюжет, в нём ещё и содержится ряд самостоятельных историй, которые можно было объединять в полный метр, а можно было не объединять. Продюсеры решили, что все показывать в кино не стоит. «Вий», например, - это седьмой эпизод сериала. А ещё есть другой эпизод, где про Вия нет ни слова, зато всё равно присутствует зловещий всадник-серийный убийца, за которым Гоголь охотится весь сериал. Вероятно, в третьем фильме тоже будет две серии, из которых только одна будет с Меньшиковым, а другая, вполне возможно, окажется просто отдельным мини-сюжетом. Или нет.


Что касается самого фильма, то он продолжает эстетику «Начала», то есть остаётся малобюджетным ироничным трэш-хоррором, только сильно смягчённым. В первом фильме бросалось в глаза большое количество «обнажёнки» и насилия в кадре, что выделяло «Гоголя» среди конкурентов, а вот «Вий» стал совсем целомудренным. Даже в кадре, где героиня принимает ванну, вид сверху заставляет только недоумевать: зачем трэш-хоррору такая скромность? Он же стал совсем беззубым, безобидным, потерял всякое хулиганство, так зачем смотреть?


Трейлер фильма «Гоголь. Начало»

Во-первых, фильм стоит посмотреть, чтобы полюбоваться на прекрасную игру Яна Цапника и Евгения Стычкина, каждый из которых выкладывается по полной даже в таком формате, вроде бы не предполагающем творческих усилий. Во-вторых, Алексей Чупов и Наталья Меркулова написали для фильма ряд смешных диалогов. Например, местный глава администрации здесь произносит фразу типа: «Нельзя арестовать человека только потому, что его рожа не нравится. У нас всё только по закону. Это – Россия!» - и зал ложится от хохота. Третьего пункта достоинств нет.


При этом стоит сказать, что мы имеем редкий случай стопроцентно коммерческого кино. В том смысле, что авторы точно просчитали и аудиторию фильма, и то, на что эта аудитория клюнет, и, конечно, то, как на всё это потратить как можно меньше денег и сил. Это не картина для взыскательного зрителя, она практически не имеет отношения к гоголевским сюжетам, сделана она грубовато, и иногда даже такие яркие артисты, как Алексей Вертков и Александр Петров, в кадре как будто недоумевают, что здесь можно играть. Перед нами не фильм, не сериал, а именно продукт, но продукт с точными ключевыми словами: «Гоголь», «Вий», «мистика», «хоррор», «детектив», «серийный убийца», «эротика», «расчленёнка» и т.д. Необязательно у этих слов должно быть прямое соответствие в фильме, но зритель точно на это пойдёт.


Сергей Сычёв