Олег Меньшиков строго смотрит на Александра Петрова. У его персонажа власть, интеллект, знание. А герой Петрова прямо сейчас должен доказать, что он вообще человек, а не мелкая сошка. Это не «Притяжение», а «Гоголь. Начало», сериал, который будет выходить в кино в четыре захода - по две серии, объединённые в один сеанс.

Александр Петров и Олег Меньшиков в фильме «Гоголь. Начало» составили гораздо более дружный экранный дуэт, чем в «Притяжении»


Идея лежит на поверхности и уже не раз проверена зарубежными коллегами. Берётся известный литературный сюжет, разбивается на части, как паззл, и становится частью другого сюжета, чистого экшна. Нам уж приходилось видеть, как капитан Немо стал на экране мастером восточных единоборств и как Шерлок Холмс – впрочем, о Холмсе уже снято неприлично много такого, от чего Конан Дойл, вероятно, был бы в недоумении, а создатели фильма о Гоголе явно ориентировались на модный блокбастер Гая Ричи как раз про Холмса.

Трейлер фильма «Гоголь. Начало»

Другое дело, что у Гоголя нет героев, которые могли бы стать протагонистами экшна. Действительно, если бы заезжий авантюрист Хлестаков решил порубить в капусту обитателей провинциального городка, а некромант Чичиков начал бы призывать с того света мёртвые души, это было был просто постмодернистским стёбом. А создатели сериала явно нацелены на аудиторию, которой нужно что-то другое. Поэтому главным героем они сделали самого Гоголя, молодого писателя, который ещё только начал писать и считал себя поэтом, а сюжет наполнили образами из его украинской прозы – может быть, дальше будет и что-то из более позднего, потому что здесь пока только русалки, ведьмы и даже Вий, и похоже, что авторам сериала этого более чем достаточно.

Итак, Гоголь, мелкий чиновник, переписывающий документы, но также и провидец (или шизофреник), которого посещают странные видения. Однажды он оказывается на месте преступления и в видении понимает, как оно было совершено. Талантом молодого человека заинтересовывается гений петербуржского сыска Гуро, которому как раз нужно ехать в Малороссию по очередному уголовному делу. Гоголь едет с экзальтированным джентльменом Гуро в глухой хутор, и там эта необычная парочка сталкивается с ещё более необычными обитателями. Каждый из аборигенов выглядит очень подозрительно, от местного представителя власти Бинха до ревнивого и нервного помещика Данишевского с его красавицей женой.

Встречи Гоголя с русалками решены в сериале так, что хотя и напоминают сцены из «Дракулы» и «Небесных жён луговых мари», всё равно выглядят ярко и интересно


Придётся сказать, и это уже ни для кого не секрет, что герой Меньшикова не станет главным героем оставшихся серий. Им будет только Гоголь Петрова, актёра пластичного, но пока не проявившего себя как актёр драматический. Из-за этого его персонажу не слишком сочувствуешь, хотя и понимаешь, почему на него со всех сторон вешаются девушки, причём как живые, так и мёртвые. Петрова выбрали на эту роль явно потому, что он претендует на статус секс-символа, а ещё в фильме нужно будет много прыгать, бегать и драться, так что он тут очень к месту.

Гоголевские чудовища выведены так, словно заимствованы из японских фильмов ужасов, к украинскому фольклору всё это имеет мало отношения. Но за счёт этого хода зрителю, особенно если он смотрел мало японских хорроров, многие сцены могут показаться действительно страшными, а это фильму только в плюс. Видения Гоголя эротичны (в фильме часто можно встретить умеренную «обнажёнку») и пугающи, и пусть это решено почти всегда незамысловато, но они работают – и они совсем не типичны для российского телевизионного кино. Они составляют и самую сильную сторону сериала, потому что детективная, любовная и драматическая интриги здесь существуют больше для галочки, это совсем не двигатель сюжета, и, например, в конце первой серии интересно не то, что будет дальше с героем и когда именно он найдёт загадочного убийцу, а то, что ещё он узнает в следующем видении. Драматургия выстроена так, что мы живём от грёзы к грёзе протагониста, досадливо отмахиваясь от мистических историй о серийном убийце и его помощниках.

Спорным представляется решение выпустить сериал на киноэкраны. В кинозале особенно хорошо заметно, что бюджет у сериала сильно уступает американским конкурентам (впрочем, «Игра престолов» в кино тоже выглядит жалко и дёшево), да и киноязык здесь слишком простой. Зато на сериал все обратят внимание, а с таким звёздным составом и всё же вполне приличным уровнем производства он получит свою порцию зрительского интереса.

Сергей Сычёв