Пока критики ведущих американских СМИ пытаются понять, шедевр снял Вуди Аллен или один из худших своих фильмов, лучше успокоиться и ничего не ждать этой картины. Кроме того, что всегда предлагает этот автор, а именно: безупречное чувство стиля, образцовая работа с актёрами и увлекательный сюжет, в котором юмор слегка смягчает трагизм происходящего.

Кейт Уинслет, Вуди Аллен и Джастин Тимберлэйк на съёмках фильма «Колесо чудес»


Представим себе закат пляжного сезона на Кони Айленде где-то в начале 50-х годов. Местная мадам Бовари, Джинни, закрутила роман с юным спасателем, который целыми днями сидит на пляже и мечтает однажды стать писателем. Это от него мы узнаём эту историю, он рассказывает её прямо в камеру, ломая четвёртую стену и устанавливая обманчиво доверительные отношения со зрителем. Джинни уже не слишком молода, но всё ещё привлекательна. Своего мужа, пожилого карусельщика, Джинни презирает и ждёт, что юный любовник увезёт её далеко-далеко, на Бора-Бора, и её мечтам может помешать только то, что её любовник познакомился с падчерицей Джинни. Девушка не только красива, но и с интересной судьбой: она сдала ФБР мужа-гангстера и теперь прячется в родительском доме от людей в длинных плащах. Джинни всё это достало. Она не хочет работать официанткой в мелкой забегаловке, она хочет большой любви, хочет на Бора-Бора.

Трейлер фильма «Колесо чудес»

У Вуди Аллена есть такие фильмы (проблема в том, что в последнее время их стало уже многовато), где флёр нежной ностальгии овевает камерные истории о разбитых сердцах, непонятой любви и других маленьких трагедиях. В этих фильмах всё просто прекрасно, кроме одного: от них остаётся только приятное послевкусие, но и их забываешь сразу же после выхода из зала. Может, Вуди Аллен, придумывая эти ретро-стилизации, и рассчитывает на то, что это будет сон, зыбкое видение, которое будет ненадолго возникать, а потом мгновенно рассеиваться. Тогда ему всё удаётся правильно, но всё же немного странно и обидно, что из картин, которые Вуди Аллен снял за последние десять с небольшим лет, очень сложно вспомнить содержание хотя бы двух. В случае с остальными это будут, в лучшем случае, отдельные персонажи, и вам придётся здорово постараться, чтобы хотя бы идентифицировать фильмы, в которых они появлялись.

Трейлер фильма Вуди Аллена «Энни Холл»

Вероятно, так же затеряется в наследии Вуди Аллена «Колесо чудес». Останутся только какие-то мимолётные, но очень яркие, может быть, гениальные находки, которые Вуди Аллен разбросал по сюжету. Например, замкнутый десятилетний сын Джинни страдает пироманией, чем дальше, тем опаснее становятся его поджоги. Понятно, что это один из ключевых образов-символов в сюжете, но мы воспринимаем мальчика вполне конкретно, он дан очень реалистично. Ещё врежется в память снятый одним длинным кадром монолог Джинни, которую блестяще сыграла Кейт Уинслет. Практически все рецензенты согласны в том, что это лучшая её роль за много лет. Но точно не хуже играет Джеймс Белуши, у него это тоже бенефис, тоже лучшая партия за много лет, просто про него меньше пишут, и у него всё-таки роль второго плана. Но тем смачнее он отыгрывает каждую свою сцену, его стоит запомнить.

Вуди Аллен. Необычные фильмы


Трейлер фильма Вуди Аллена «Звёздные воспоминания»

Про остальное можно или говорить долго, или не говорить вовсе. Потому что это очевидные вещи, банальности. Ну, в самом деле, стоит ли объяснять, насколько многослойный вещный мир в кадре, причём его нужно рассматривать на очень большом экране при хорошо окалиброванной проекции. Да и про актёров тоже можно было не рассказывать, как будто мало тех, кто у Вуди Аллена играет лучшие роли в своей жизни. Вуди Аллен – это бренд, под которым можно выпускать качественные фильмы приблизительно одного уровня. Но бренд этот возник не случайно, и после «Колеса чудес» почему-то хочется пересмотреть именно те картины, благодаря которым нью-йоркский комик по фамилии Конигсберг превратился в великого мастера кинематографа с узнаваемым почерком и целой пачкой шедевров в портфолио.

Сергей Сычёв