Да, это экранизация того самого романа Агаты Кристи, одного из самых её известных произведений, и главный герой здесь тоже Эркюль Пуаро, великий сыщик и настоящий джентльмен. Его играет Кеннет Брана, он же выступил здесь как постановщик и продюсер.

По традиции, «Убийство в Восточном экспрессе» собрало выдающийся актёрский ансамбль. Кроме Джонни Деппа, тут играют Дэйзи Ридли из седьмого эпизода «Звёздных войн», Мишель Пфайффер, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Уиллем Дефо и Джош Гад


Сразу стоит предупредить: вы всё равно не увидите фильм таким, каким он снят, если, конечно, собираетесь смотреть его в России. Потому что это четвёртый случай за это десятилетие, когда авторы снимают картину на 65-мм плёнку и выпускают её в варианте 70 мм. В России залов с такой проекцией просто нет, исключение было сделано для фильма «Омерзительная восьмёрка», который демонстрировался в одном московском кинотеатре в течение нескольких недель в том виде, в котором был снят, и это было настоящее зрелище. В сравнении с ним все аймаксовские «навороты» кажутся жалкими и смешными, совсем не впечатляющими.

Трейлер фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

Но смотреть фильм, даже в цифровой версии, всё равно стоит. Хотя бы потому, что Кеннет Брана – великолепный актёр, хотя и довольно посредственный режиссёр (см. его фильмографию), предпочитающий маскировать свои недостатки внешним блеском. Достаточно сказать, что фильм начинается с нелепого фарса на фоне Стены плача в Иерусалиме, где Эркюль Пуаро на глазах у изумлённой толпы красуется перед православным священником, раввином и имамом и за полминуты раскрывает похищение артефакта. Ошарашенный зритель уже думает, что Пуаро кто-то перепутал с Индианой Джонсом, а сыщик ещё и устраивает дикий скандал из-за того, что ему принесли на завтрак не те яйца. Огромный усы Пуаро, при виде которых даже Тарас Бульба упал бы в обморок, продолжают список фарсовых элементов, а когда знаменитый танцор в одной из следующих сцен устраивает стамбульской прессе побоище в стиле гонконгских боевиков, многие зрители, вероятно, в ужасе выбегут из зала.

Кстати, сделают они это совершенно напрасно, потому что дальше повествование понемногу выруливает на реалистические рельсы, которые лишь время от времени выбивают почву из-под ног намёками на поезд Хогвартс или лавиной, которая накрывает экспресс прямо на его пути. Но всё это можно оправдать. В конце концов, наверное, все давно считают, что фильмы по Агате Кристи годятся разве что для телевидения, они слишком монотонны, её сюжеты однотипны (это правда) и неглубоки (тоже правда). И вообще, современный зритель не хочет детективы, ему надо, чтобы это были триллеры, хорроры, комедии, боевики с детективным элементом, но не более. В этом смысле странные и не слишком изящные ходы Кеннета Брана – попытка вернуть зрителю Агату Кристи, освежить её восприятие, а заодно ввести туда политкорректных персонажей, чтобы были и чёрные, и латиноамериканцы. И выкинуть на всякий случай из повествования и Алеппо, и Хорватию.

Убийство в Восточном экспрессе. Видео о съёмках на английском языке


О недостатках фильма можно говорить долго, здесь очень много нарушений вкуса, которым так кичится у Браны Эркюль Пуаро. Но лучше поговорим о главном достоинстве картины – как раз об образе самого Пуаро. Страдающий, усталый человек, который по инерции раскрывает преступления, хотя больше всего на свете ему хочется забыться с книжкой Диккенса в руках. Грустит по временам, когда он любил. У него отвратительный характер: он помешан на порядке, и его выбивает из колеи то, что первого встречного плохо повязан галстук. Он легко может нагрубить. Он трагический персонаж. Агата Кристи постоянно издевается над Пуаро, сравнивая его с китайским болванчиком, заставляя «поддакивать» и «подскакивать». Он у неё маленький «расфранченный» бельгиец, на которого до поры никто не обращает внимания. На Пуаро в исполнении Брана невозможно не обратить внимания, этот высокий вздорный джентльмен сразу выделяется в любом обществе, да он ещё и всемирная знаменитость, маршрутам которого подивился бы Филеас Фогг. Брана любит Шекспира, его Пуаро – личность глубокая, страдающая, непонятая, рефлексирующая. Брана даже персонажей в известной сцене делает не столько присяжными, как у Агаты Кристи, сколько апостолами, пародируя Тайную вечерю, травестируя этот образ шекспировскими штрихами. Пуаро сыгран так, что в одно мгновение из болтуна превращается в человека с очень опасными глазами. Он бесстрашен и инфантилен в одно и то же время. В нём есть что-то от короля Лира, хотя он совсем не любимый Кеннетом Брана Гамлет.

Может быть, из этого фильма вырастет большая франшиза, в рамках которой Пуаро побывает в горячих точках своего времени и распутает даже те преступления, которые Агата Кристи не успела для него придумать. Но на пользу такой франшизе точно пойдёт, если Брана перестанет режиссировать эти картины и ограничится ролью Пуаро. Он сделал почти невозможное: на время заслонил собой бессмертный образ, который воплотил Дэвид Суше. Задумайтесь над этим и оцените такой поступок.


Сергей Сычёв