Трудно объяснить, как абсолютно вторичный и стопроцентно предсказуемый фильм может быть настолько пугающим и оставлять после себя долгое послевкусие. То ли человек всё равно боится одного и того же, то ли Ольга Дыховичная в интернациональном составе суперзвёзд выглядит настолько эффектно.

Не только Ольга Дыховичная, играющая капитана команды в фильме «Живое», подчёркивает вклад России в исследование космоса: подписи к аппаратуре на космической станции тоже дублированы на русский язык


Титры, сделанные как цитата из триллера «Чужой», сразу объясняют, что за фильм вы пришли смотреть. Дальнейшее изложение сюжета – чистая формальность. На орбитальную станцию попадает капсула с Марса, а в капсуле – нечто органическое. Розовое, малюсенькое, трогательное и беззащитное. Любому ребёнку ясно, что дальше нужно ждать, пока оно вырастет в чудовище, сожрёт весь экипаж и попытается попасть на Землю, раз уж рядом оказалось. И мы не будем даже говорить, насколько точно сбудутся эти ожидания, потому что перед нами представитель чистого жанра, от которого больше никто ничего и не требует.

Трейлер фильма «Живое»

На фильм придут люди с совершенно чётким запросом. На космической станции находятся персонажи, сыгранные звёздами, и интересно посмотреть, как они будут умирать на экране. Заодно угадать, в каком порядке. Среди актёров Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Райан Рейнольдс, Хироюки Санада, Ольга Дыховичная и Эрион Бакаре, и понятно, что, например, Бакаре Джилленхола никак на экране пережить не сможет, потому что звёздный статус у артистов разный. Равно как и известный японский актёр Хироюки Санада, которого плохо знают даже фанаты голливудских фильмов, в которых он сыграл (см. фильмографию у нас на сайте), и уж тем более Ольга Дыховичная, у которой это первый проект в Голливуде и которая даже в России, в основном, известна только узкой аудитории арт-кино. Эта аудитория знает, что Дыховичная – актриса глубокая, отважная (чего стоит только её блестящая роль в картине «Портрет в сумерках»), с серьёзным драматическим талантом. Хорошо уже то, что теперь актрису узнают миллионы зрителей во всём мире. А здесь ей досталась роль ни больше ни меньше капитана экипажа. Русского капитана, в котором прекрасно всё.

Ольга Дыховичная в фильме «Портрет в сумерках»

Вообще, состав команды здесь – повод для самых невероятных условностей. Например, чернокожий англичанин, у которого атрофированы ноги. Инвалид, который выбрал космос, потому что в невесомости не нужна опостылевшая коляска. Или ветеран войны в Ираке, которому постоянно мерещатся горящие здания и люди, поэтому он уже больше года не возвращается на Землю. Сплошные неврастеники и физически неполноценные люди, которых выпустили в космос и доверили важнейшую миссию встречи с потенциальной формой жизни с Марса. Поверить в это – значит, поверить и во всё остальное. В любом случае, для зрительской эмпатии такая система персонажей очень удобна, а у японского космонавта, для пущего эффекта, как раз рождается ребёнок, пока он на орбите. Тема с ребёнком и видеосвязью – открытый реверанс Кубрику, как и многое другое в этом фильме.

Трейлер фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Самое интересное в этом фильме, как это часто бывает, сосредоточено не там, где инопланетная тварь по очереди, почти всегда строго в порядке звёздности актёров, убивает космонавтов. Гораздо приятнее смотреть начало, имитирующее «Близкие контакты третьей степени» своим настроением и скрупулёзно сосредотачивающееся на быте космонавтов, как у Кубрика. Только Кубрик был вынужден придумывать ухищрения вроде гигантской центрифуги с искусственной гравитацией, а авторы «Живого» работают с невесомостью, благо технические возможности позволяют. По крайней мере, временами голова точно начнёт кружиться, когда камера будет снимать одним кадром операторов приборной доски, сидящих по отношению к ней вверх ногами, и подвижных героев, которые в это же время существуют в более привычной для нас системе координат. Это зрелищно, и если бы невесомость чуть более изобретательно была использована для экшн-сцен, фильм бы сильно выиграл. Но авторы предпочли ограничиться шариками крови в воздухе и прямой цитатой одного известного клипа Radiohead.

«Живое» - фильм без претензий. Может быть, вы как раз соскучились по чему-то в этом духе. Но если вы ходите в кино за чем-то особенным, и вам мало просто русской актрисы в одной из главных ролей, придётся поискать более интересную альтернативу.

И всё же, в качестве постскриптума: нет в фильме никакой оригинальности, а впечатление от него всё же есть. И смотреть его временами страшно, хотя мозг настойчиво посылает саркастические сигналы и требует прекратить панику. Не готовы мы к встрече с неземным разумом, не готовы бороться с ним за выживание. Мы хотим просто дружить, а ещё лучше - любить. А вдруг он как раз этого и не желает?..


Сергей Сычёв