8 номинаций на «Оскар», награда как лучшей драме на «Золотом глобусе» - «Лунный свет» можно смело считать одним из самых резонансных фильмов сезона на Западе. Российский зритель обычно к этому относится равнодушно, но своя небольшая аудитория у этой картины всё же найдётся.

«Лунный свет» принадлежит к тому виду камерных фильмов, которые нужно смотреть только с оригинальным звуком. Чтобы лучше слышать, как хриплые, изломанные голоса на ломаном английском вторгаются в недружелюбную тишину одноэтажной Америки


Одна из вечных проблем «оскаровской» гонки – большую часть фильмов мы смотрим с большим запозданием в сравнении с американским зрителем. С этим ничего нельзя сделать: таковы условия правообладателей, а чтобы «выходить» одновременно с США, нужно вложить такие средства, которые сегодня в России окупить нельзя, потому что у нас очень мало людей ходят в кино. Не только на художественное кино, а вообще, предпочитая смотреть фильмы на малом экране или не смотреть вовсе, выбирая другие формы досуга, включая сериалы. А если идут, то только на блокбастеры, потому что там массированная реклама, агрессивная роспись (это когда в кинотеатре-мультиплексе треть сеансов отдана одной картине) и высокие бюджеты, потраченные на компьютерные спецэффекты. В этих условиях любому другому кино в России, каким бы хорошим они ни было, остаётся только выживать.

Можно радоваться, что «оскаровские» фильмы вообще выходят у нас в стране в такой ситуации. Но одна из проблем в том, что журналисты вынуждены писать о таких картинах сильно заранее, ни видя их, и, следовательно, им приходится наклеиваться ярлыки, которые не всегда соответствуют содержанию фильма. Так, «Лунный свет» у российской прессы уже давно проходит как «гей-драма» про чернокожих, тем более ещё и вписывающаяся в негласную квоту «Оскара» этого года. Конъюнктура, иначе говоря. Значит, и можно не смотреть и заранее бранить «Оскар», не говоря уже о «Глобусе», за предвзятость.

Трейлер фильма «Лунный свет»


Раз так, то сразу восстановим справедливость. Это – не гей-драма, хотя в фильме, действительно, практически нет белых людей. Это драма об одиночестве, причём если вместо чёрных кварталов представить себе любой российский город, практически ничего не изменится. Жизнь главного героя Широна по прозвищу Литтл, то есть Малец, прослежена на протяжении многих лет. Сначала он просто забитый, худой, молчаливый мальчик, которого обижают в школе. Мать-одиночка лечит депрессию наркотиками, видимо, заодно подрабатывает проституцией. Друзей у Мальца – один Кевин из его школы, единственный, кто Мальца не «чморит». Хорошо, что однажды на мальчишку наткнулся пожилой наркодилер Хуан, кубинский иммигрант, который почему-то привязывается к Литтлу и вместе со своей женой хоть как-то участвует в его судьбе. По крайней мере, иногда ведёт с ним очень важные разговоры. Скажем, обозвали парнишку в школе «педиком», а Хуан объясняет, что это прозвище обидное, но что с возрастом Литтл как-нибудь сам разберётся, нравятся ли ему мужчины, а если нравятся – то он имеет на это право.

Всё это: неблагополучная семья, обиды от школьных хулиганов, грубость, равнодушие – явления вполне универсальные. Мало ли мальчишек-изгоев, которые никому не жалуются, а если и рассказывают кому-то, что с ними творится, то никто не обращает внимания. И все вырастают с внутренними травмами, не считая наружных шрамов и ссадин, оставшихся после особенно ярых обидчиков. В кого вырос Литтл, мы здесь говорить не будем, пусть зритель удивится так же, как журналисты на пресс-показе. Но важно, что именно у таких детей слишком многое откладывается в памяти, и уж если в их безрадостном существовании был хоть один момент нежности, они за него цепляются навсегда, словно утопающий за соломинку. И то, из-за чего фильм заклеймили гей-драмой, имеет к этому столько же отношения, сколько дружеские поцелуи в сонетах Шекспира.

Один из главных вопросов, которыми задаются герои «Лунного света», - можно ли хотя вырваться за пределы их убогого существования? И как это сделать, чтобы не променять одну клетку на другую?


Все усилия создателей фильма сосредоточены на том, чтобы передать одиночество Литтла киноязыком, потому что сам Литтл за всё время произносит не больше пятидесяти слов. Поэтому – длинные кадры с изощрённым внутрикадровым монтажом. Большие пустынные пространства, в которые вписаны немногочисленные действующие лица, все сплошь нравственные инвалиды. Молодой наркодилер препирается с тем, что постарше, а на лицах у них – пустота, где иногда мелькают страх, злость, подозрение. Все «торчат». Все матерятся. Каждый сам за себя, но если есть возможность пнуть слабенького мальчишку, который крутится под ногами, все этим пользуются. В школе беспомощные перед дворовой энергией подростков учителя тщетно пытаются объяснять какие-то предметы, в то время как ученики уже хвастаются сексуальными подвигами или открыто устраивают на уроках разборки.

Камера «позволяет» Литтлу прятать лицо от зрителя, как и от других персонажей фильма. Мы ловим себя на том, что пытаемся рассмотреть его, но лишь иногда мы видим его широко раскрытые глаза с огромными белками. Взгляд затравленный, испуганный. Глаза жертвы, у которой больше нет никаких целей, кроме как спрятаться и никого не видеть. Взрослые где-то в дымке от «травки», которую они курят. Вообще, в этом мире предпочитают либо молчать, либо говорить не о том, что на самом деле думают. В какой-то момент нас заставляют прийти к выводу, что жертва – не только Литтл, но и вообще все герои. Поэтому и дают каждому персонажу столько времени, чтобы продемонстрировать, как даже внешне сильные люди в этой губительной среде ломаются и исчезают бесследно, сменяясь подросшими новыми поколениями таких же несчастных людей.

«Лунный свет» вполне отвечает одному из основных требований «Оскара» - нести в массы гуманистические идеалы в художественной форме. Конечно, массы – это условно, но в США фильм уже собрал порядка 20 миллионов долларов. Это больше, чем, например, кассовые сборы блокбастера «Притяжение» в России. Значит, многие люди увидели в нём отражение и своих проблем тоже. Увидим, как на него отреагируют в России. Картина выйдет на 200 экранах.

Сергей Сычёв