К каждому фильму Бориса Хлебникова присматриваются с особенной требовательностью. Флагман новой волны российского кино, «новых тихих», он, кажется, поставил себе целью никому ничего не доказывать и снимать настолько свободно, насколько только это возможно. И только о том, что он видит вокруг.

Кажется, между настолько разными актёрами, как Александр Яценко и Ирина Горбачёва, никакой «химии» быть не может. Но в «Аритмии» они превратились в супружескую пару, и даже странно, что они женаты не по-настоящему


Российское кино болеет многими хроническими недугами. Один из них – полное нежелание говорить о реальной жизни. Либо авторов «уносит» в далёкое прошлое со всеми его мифами, либо они ставят цель сделать жанровое кино о нашем настоящем, но жанр «работает» только в том случае, если апеллирует к понятной картине мира и оперирует понятными мифологемами обыденной жизни. Поскольку у нас всё непонятно и никто ни о чём не договорился, жанр тоже не получается.

«Будет кино»: Аритмия – «Индустрия кино» от 20.01.2017

На фоне стагнации нашего кино, которая подавила и «новых тихих», ринувшихся покорять коммерческий кинематограф и набивших себе первые серьёзные шишки, Хлебников держится особняком, тем более что «коммерческую» стадию (с фильмом «Пока ночь не разлучит») он прошёл едва ли не первым из них. Но рассказ о двух врачах в «Аритмии» - это совсем другое. Он – работник скорой помощи, инфантильный мужчина в постоянном запое и профессионал, который каждый день вытаскивает людей с того света, пользуясь подручными инструментами. Она – врач стационара, у неё впереди карьера, она сильная женщина из респектабельной семьи. И она устала, потому что с мужем у них нет больше ничего общего, а от вечных пьянок и ссор она стала издёрганной и равнодушной. Фильм начинается с того, что они решили развестись.

Хлебников никого не осуждает, он предлагает нам процесс узнавания. Работа главного героя позволяет показать и проблемы медицинского обслуживания в России, и бюрократию, и коррупцию, и дома разных людей, каждый из которых попал в беду и оказался к ней совершенно не готов. Везде Хлебников ищет моменты незащищённости человека в рамках современного устройства общества и показывает их через парадоксы. Врачи, которым начальство запрещает лечить больных, водители в «пробках», которые хотели бы, да не могут пропустить машину скорой помощи, начальство, от которого требуют результатов, не совместимых с выполнением профессионального долга. Это рассказ о катастрофе, которая для героев является обыденностью и они её не замечают, вернее, не рефлексируют, хотя воздействие тотальной несправедливости испытывают на себе постоянно. Понятно же, что если бы врач скорой помощи, при всех своих подвигах, не был бы бедняком без всяких перспектив, то они с женой не жили бы в съёмной квартире. Не давила бы на них бедность. И он бы, может, не пил, если бы не ощущал, что его работу ценят, а не тычут в нос нарушениями идиотских правил, которые кто-то спустил сверху.

Оператор фильма «Аритмия» - Алишер Хамидходжаев, лауреат Венецианского МКФ за фильм «Бумажный солдат»


Правда в том, неожиданно для многих объявляет Хлебников, что перед нами самые нормальные люди, такие же, как мы. Можно даже сказать, что это мы и есть. И мы заслуживаем права на счастье, заслуживаем уважения за нашу работу, которую честно делаем, мы хотели бы, чтобы нам – не мешали. И хотя бы иногда спрашивали, прежде чем принимать за нас решения, касающиеся нашей жизни и нашей профессии. По крайней мере, врачи скорой помощи на очередной планёрке говорят именно это.

Сергей Сычёв