Если в словаре есть понятие «кино-памятник», то новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» может стать его отличным визуальным пояснением. Это ярчайшее собрание культовых предметов, образов и явлений массовой культуры с конца 70-х и до начала 2000-х, с помощью которых режиссёр рассказывает простенькую историю в жанре подростковой фантастики. Вот только оценить по достоинству задумку и иронию мастера смогут лишь подростки от 26 и старше. Ведь это их культы. Это их детство.

Изначально гимн гик-культуре 80-х спел писатель Эрнест Клайн. Придумал мир будущего, где эскапизм стал основой человеческого существования, и отправил в виртуальный квест старшеклассника-сироту. Роман стал бестселлером. Но, когда дело дошло до экранизации, стало понятно: те маркеры массовой культуры, которые есть в книге, не такие уж массовые. Роман пришлось изрядно перетрясти и отдать на визуализацию одному из режиссёров из списка культовых. В итоге гики всей планеты получили два самостоятельных произведения, объединённых одной общей идеей: в виртуальном мире хорошо, а в реальном ещё лучше.

«Первому игроку приготовиться». Трейлер

Фильм про поиски «пасхального яйца» сам весь собран из пасхалок. Стивен Спилберг оказался на редкость скромным режиссёром, не стал заполонять всё игровое пространство отсылками только к своему творчеству. Более того, он поделился со зрителями своим списком «must see». Так, например, один из ключевых эпизодов разворачивается в декорациях «Сияния» Стэнли Кубрика, чего не было в книге. Всё это превращает просмотр «Первого игрока» в квест внутри квеста. Увлечённое наблюдение за отменно прорисованным видеорядом удачно отвлекает зрителей от простейшего сюжета: кучка бунтарей спасает мир от господства корпорации зла.

Но настоящую проверку на свою гениальность Спилберг проходит, когда виртуальные декорации меняются на реальные. Почти все сцены с актёрами без маркеров для технологии захвата движения на лице сыграны так плохо, что это даже хорошо. Манера игры, подача эмоций, диалоги - всё это хочется раскритиковать, пока внезапно не открывается истина. Это тоже пасхалки, всё та же стилизация под 80-е. Подобный приём, правда из другого временного периода, использовали братья Коэн в фильме «Да здравствует Цезарь!». И когда приходит это осознание, карикатурный злодей в исполнении Бена Мендельсона начинается казаться мастер-классом актёрской игры.

«Первому игроку приготовиться» - «Взгляд в будущее»

Хотя, как и любая подростковая фантастика, «Первому игроку приготовиться» - это в первую очередь открытие новых имён или лиц. Или запуск малоизвестных молодых исполнителей в тираж. Тай Шеридан и Оливия Кук уже имеют за плечами приличный список ролей, но не у Спилберга и не в потенциальном блокбастере. И вот тут как раз оба исполнителя сталкиваются с проблемой, о которой и рассказывает фильм: Парсифаль и Артемида настолько яркие и прокачанные в виртуальном мире, что в реальном они попросту теряются. К тому же половину времени «в реале» актёры проводят в масках виртуальной реальности: демонстрировать игру бровями не получается. Ситуация выходит двоякая: с одной стороны, главные роли в обречённом на успех фильме Стивена Спилберга, с другой, риск так и остаться незамеченными в высшей актёрской лиге.

Но в итоге у Стивена Спилберга получилось… всё. В «Первому игроку приготовиться» он явно играл за мага 99 уровня. Только таким удаётся наколдовать в рамках современной киноиндустрии культовый фильм о культах. 80-е сейчас в тренде, а это значит - картина подойдёт и гикам, и модникам. Странно только, что в рамках рекламной кампании Стивен Спилберг не назначил никакой награды тому, кто найдёт все пасхалки в его творении и сложит из них название его следующего фильма.

«Первому игроку приготовиться». Трейлер на английском

Вероника Скурихина