Спортивные блокбастеры превратились в цикл, и «Тренер» - хороший повод для того, чтобы поставить в нём точку. И футбол здесь представлен необычайно эффектно, хотя создатели фильма не устают напоминать публике, что картина на самом деле вовсе не о футболе.

Данила Козловский на съёмках фильма «Тренер»


А о чём тогда, если по экрану всё время носятся футболисты, причём одного из них играет Данила Козловский, который не только звезда фильма, но также сценарист, режиссёр и продюсер? Любопытно, но это, пожалуй, действительно так, в каждом из «спортивных», помимо спортивного фона, есть свои общие черты.

Например, ощущение тотального сиротства и попытки его преодолеть. «Легенда №17» - это рассказ о жестокой Родине, бросающей своих сыновей на амбразуру и требующей самопожертвования, и о тренере, который должен стать отцом для талантливого хоккеиста. «Движение вверх» - это про юных ребят, которым достался непростой тренер, и без него они всего лишь салаги, зато с ним – полноценные личности. «Лёд» - это девочка-сирота, которой даже тренер не может заменить мать, и сиротство может быть преодолено только через любовь. «Тренер» - это очень сильный конфликт отца, который всё вложил в сына, и сына, который стал звездой футбола, но предал и игру, и, таким образом, отца. И, конечно, это вновь вопрос об отношении к Родине-матери, где тоже всё очень сложно.

Трейлер фильма «Легенда №17»

Далее, везде показано, что власть в стране и её административный ресурс направлены на уничтожение всего, что еcть лучшего в герое, на подавление его воли, на его обескровливание. Чиновники везде ставят препоны, процветают «телефонное право», взяточничество, конфликты интересов, и герой постоянно оказывается среди жерновов государственной машины. Государству настоящий спорт не нужен, а спортсмены вынуждены каждый раз доказывать, что их профессия – не грязноватый политический инструмент, а воспитание человека в его лучших проявлениях.

Трейлер фильма «Движение вверх»

Герои всех названных фильмов пытаются определить для себя, зачем они вообще занимаются спортом, отдавая ему всю жизнь, ставя рекорды и кладя на алтарь всё, включая своих близких людей. В «Тренере» есть даже замечательный диалог героя с чиновником, где тот высказывает рациональные соображения: дескать, сотни миллионов бюджетных дотаций можно было бы отправить на производство, медицину, образование, детдома построить. А тут просто парни с мячом бегают и в золоте купаются. Он совершенно прав, но в каждом из этих фильмов последовательно проводится одна невесёлая идея. Только в моменты спортивных достижений человек оказывается по-настоящему свободен и счастлив, убеждают зрителя. В остальные моменты он всё равно вписан в несовершенную систему, вынужден считаться с приземлёнными интересами, и даже любовь (так везде!) оказывается менее совершенной, чем его подвиг на спортивной арене, где он, герой, в полной мере проявляет себя на глазах у изумлённой публики.

Трейлер фильма «Тренер»

Достоинство фильма «Тренер» в том, что он старается отбросить «костыли», которые были у его предшественников. Ему совершенно чужд пиетет перед советским прошлым: главные действующие лица равнодушны к стране, в которой они почти не жили. Здесь нет противостояния коварному Западу, который спит и видит, как бы только напакостить нашей стране и нашим спортсменам в частности. Герой не калека, у него всё нормально: красивый, талантливый, умный парень, с роскошным мерседесовским болидом и перспективами практически в любой области, куда бы он, известный спартаковский футболист-чемпион, ни пошёл.

Ольга Зуева - про «Тренера»

Но он после неудачной игры и дисквалификации на год сначала долго депрессует, а потом принимает предложение стать тренером у маленькой новороссийской команды, которая даже до Высшей лиги вряд ли доберётся. Денег у команды нет и не будет, ведущих игроков только что распродали, а те, что остались, совсем не горят желанием работать с московской звездой. Юрию Столешникову нужно преодолеть препятствия по всем фронтам, наладив отношения с командой, её руководством, местными властями, собственным отцом и симпатичной девушкой, которую играет муза Данилы Козловского, молодая актриса Ольга Зуева (до этого фильма самое её заметное появление на экране – роль в короткометражке «Такое настроение, адажио Баха и небольшой фрагмент из жизни девушки Лены»). Дальше надо стать чемпионами, но сделать это не так просто.

Итак, свобода – и стремление к свободе, которое обыграно всевозможными драматургическими способами, включая постоянные умолчания. Многое в фильме как будто специально оставлено за кадром, чтобы у зрителя был повод для воображения, - для коммерческого кино это большая редкость. Между тем, «Тренер», как и другие спортивные блокбастеры, старается быть именно коммерчески успешным. «Тренеру» предстоит посрамить хейтеров и показать достойные кассовые результаты, и для этого у него есть не только инфоповод в виде грядущего Чемпионата мира.

Андрей Смоляков - про фильм «Тренер»

Здесь великолепный актёрский ансамбль, отличные экшен-съёмки на поле, некоторые прекрасные диалоги, заставляющие вспомнить вдохновителя этого проекта Павла Руминова, который тоже очень чуток и точен в своих сценариях. Хочется напомнить, что мы имеем дело с режиссёрским дебютом, и оказалось, что как режиссёр Козловский мало уступает своим более опытным коллегам, ранее работавшим в «спортивных» блокбастерах. Потому что спорт – спортом, а свободным человек может быть не только на спортивной арене, а где угодно. Впрочем, как раз об этом и снят этот фильм, анархистский и патриотичный.

Сергей Сычёв