С точки зрения обывателя ситуация выглядит несколько абсурдно: не успел начаться один «перезапуск» «Человека-паук» после и без того успешной трилогии, как на-гора выпускается ещё один «Человек-паук» - с другим актёром и сюжетом, вроде как продолжающим предыдущие серии. Но фанаты Marvel уже всё для себя решили и приняли новую картину.

Самым остроумным решением создателей фильма «Человек-паук: Возвращение домой» было пригласить на роль Стервятника Майкла Китона, который уже успел побывать и Бэтменом, и Бёрдменом


Вряд ли кто-то станет всерьёз утверждать, что Том Холланд – актёр более высокого статуса, чем Эндрю Гарфилд или тем более Тоби Магуайр, которые играли Человека-паука в фильмах XXI века. Просто у этого reboot’а есть чисто прагматическая функция. Он должен вывести рассказ об этом супергерое из разряда индивидуальных историй и вписать его в общую канву «вселенной» «Мстителей», где уже успешно сосуществуют фильмы о Железном человеке, Торе и других замечательных персонажах комиксов. Поскольку время от времени все они объединяются в одном фильме, система должна быть совершенной, а в системе Человек-паук – подросток, которому только предстоит стать величайшим «мстителем» на свете. Эндрю Гарфилд для этого просто староват, хотя выглядит он по-прежнему молодо, а по актёрским достижениям уже давно вышел на первые места «оскаровских» номинаций.

Трейлер фильма «Человек-паук: Возвращение домой»

Поэтому знакомьтесь: Том Холланд, юноша с несколькими полными метрами за спиной. Причём фанаты Marvel уже видели его в фильме «Первый мститель: Противостояние» и запомнили Холланда в лицо. Нас бросают в приключения новой киноинкарнации Человека-паука сразу где-то посередине, не посчитав нужным заново рассказывать историю этой незаурядной личности. Предполагается, что все зрители и так помнят, что речь идёт о сироте Питере Паркере, которого укусил особенный паук и который в результате мутировал в человека со сверхспособностями. Нам также предстоит усвоить, что Паркер уже знаком со «мстителями», а Тони Старк пригласил его на стажировку, рассчитывая постепенно воспитать из Паркера «мстителя».

Фрагмент фильма «Человек-паук: Возвращение домой»

Прошлые версии «Человека-паука» были о комплексах и их преодолении. В первой трилогии это был журналист-неудачник, которому нужно было поверить в себя. В едва начатой второй трилогии – юноша, проходящий процесс взросления. Новая версия скорее выполнена в приключенческой манере и отсылает к правилам buddy-movie, где на первый план выходят дружба, доверие, подвиг, взаимовыручка и т.п. Паркер страдает не от отсутствия отца (скорее, у Тони Старка вдруг возникают отцовские комплексы), а от нереализованного любовного влечения и, в большей степени, от неудач с попытками интеграции в отряд «мстителей». Все его подвиги – лишь попытка доказать, что он достоин быть в их рядах.

Том Холланд про фильм «Человек-паук: Возвращение домой». «Индустрия кино» от 30.06.17

Вместе с тем в фильме есть и другие мотивы, которые тоже выходят на первый план. Например, социальный и гуманистический. Стервятник, главный злодей фильма, становится таковым лишь потому, что честно выигранный крупный тендер у него «отжала» компания Тони Старка, а взрослому мужчине нужно было кормить семью, платить зарплату и вообще чувствовать себя человеком. Таким образом, нам показывают одну из магистральных идей комиксов вообще: положительные герои вынуждены бороться со злом, причиной которого стали когда-то они сами. И этого зла не становится меньше от того, что индейцев стали называть «коренными американцами» - одна из первых (и самых удачных) шуток фильма. «Мстители» существуют в мире, где противовесы призрачны, а моральным принципам не на что опереться, кроме архаичных понятий о дружбе, семье и любви. Они заменяют социальные институты, культурное наследие и религию как дискредитированные явления, как обломки инопланетных предметов в фильме «Человек-паук: Возвращение домой», с которыми человечество не знает что делать. Разве что соорудить из них мощные пушки и – пальнуть как следует. В этой ситуации нового варварства без рейнджеров-«мстителей» с олимпийскими способностями и образом жизни человечеству, конечно, не обойтись. Судя по сборам марвеловской франшизы, народу эта идея кажется правдоподобной и симпатичной.

Сергей Сычёв