Вим Вендерс в отличной форме. У него получился мощный триллер про антитеррористическую операцию и одновременно нежная и поэтическая драма о любви, в которой блестяще играют Джеймс МакЭвой и Алисия Викандер.

Джеймс МакЭвой и Алисия Викандер в фильме «Погружение» создали один из самых красивых образов влюблённой пары в современном кино


«Небо над Берлином» не просто гениальный фильм. Очевидно, он был переломным моментом для Вима Вендерса, потому что вплоть до него Вендерса в наибольшей степени интересовали эстетические и психологические предметы, а уже к продолжению «Неба» стало понятно, что Вендерс теперь режиссёр политический и культурологический, и единственное, в чём он может позволить себе отдохнуть, это музыка и изредка танцы на экране.

Трейлер фильма «Небо над Берлином»

Так и фильм «Погружение», который явно носит манифестарный характер, это фильм-позиция. Причём по отношению и к религии, и к политике, и к науке, и к искусству, и к жизни, и к смерти, и, конечно, к любви. Разумеется, чтобы поместить такое количество информации в одной ленте, пришлось сделать её структуру и сюжет несколько схематичными, но мастерство Вендерса позволило ему добиться такого эмоционального и интеллектуального накала, что об этом начинаешь задумываться только после просмотра. Вероятно, такими должны были бы быть фильмы Терренса Малика, но пока Малик занимается кульбитами камеры, вписывая в кадр немыслимые мизансцены, Вендерс делает кино.

Трейлер фильма «Рыцарь кубков»

Сюжет таков. Красавица Даниэль – учёный, исследующий океанские глубины в поисках жизни на глубине несколько тысяч метров. Перед особенно важным и рискованным погружением в батискафе она не находит себе места: любимый Джеймс уже месяц ничего не пишет. А Джеймс, между прочим, в этот момент находится в Сомали, лежит избитый, окровавленный, но не сломленный в подвале у исламских террористов, и в памяти у него безоблачное небо, отражающееся в кристально чистой океанической воде, и роскошный отель на берегу, где он познакомился с красивой женщиной.

Их роман показан нам очень чутко, точно. Курортная мимолётная связь постепенно перерастает в большое чувство двух взрослых и очень непростых людей. Он – скрытный, наблюдательный, образованный идеалист, военный. Суперагент, у которого в арсенале нет ничего, кроме знания арабского языка и маячка GPS в коронке зуба на случай, если придётся дать сигнал бомбардировщикам. Наверное, такими шпионы и бывают. Она – замкнутая, «повёрнутая» на своих исследованиях профессор, которая врубает на полную громкость симфоническую музыку и занимается теориями о возникновении жизни на Земле. Кабинетный учёный, чьи идеи даже в её сообществе почти никто не разделяет. У них есть несколько дней, потом они должны расстаться, вероятно, навсегда, но любовь на расстоянии почему-то начнёт только крепнуть.

Трейлер фильма «Погружение»
Вендерс больше половины экранного времени уделяет курортному роману, где так много важных разговоров, размышлений, идеалов, бьющихся друг о друга, мечущихся в бездне двух коммуницирующих созданий. Человек здесь вписан в природу, в цикл жизни и смерти, в воду и твердь, здесь один «двойник» накладывается на другой, и возникает поэтическая диалектика отражающихся друг в друге противоположностей. А потом начинается разрыв всех этих связей. В подвале у Джеймса любое проявление природы – это черви, экскременты, песок, в который закапывают жертв. У Даниэль впереди погружение, в котором любая неполадка влечёт за собой смерть, природа для неё превратилась в угрозу. То же с их чувствами – непонятно, дают ли они им жизнь или несут смерть. Герои стоят перед экзистенциальными решениями, делают свой выбор, чётко осознавая его последствия. Это фильм о героизме, о подвиге как способе существования. В этом его пафос, который мог быть решён только в поэтическом ключе, и Вендерс ему твёрдо следует. Его герои не ангелы, но каждый из них выбирает бездну, выбирает смерть во имя любви, а Берлин давно превратился во Вселенную. В ней слишком много элементов, и Вендерс как бы утверждает, что однажды приходится выбирать, какие из них первостепенные.

Сергей Сычёв