Интригующий, амбициозный и скандальный, голливудский блокбастер «Призрак в доспехах» будут обсуждать долго, и мнения будут разными. Делать ремейки – вообще рискованное дело, а когда речь идёт о манге и аниме, градус общественного беспокойства бывает особенно высоким.
Мамору Осии представил снятый на основе популярной манги фильм «Призрак в доспехах» в 1995-м году, и это был прорыв. После выхода этой картины во всём мире продвинутые люди провозгласили аниме главным трендом интеллектуальной анимации, указывая на миллионы используемых цветов, глубокую психологическую проработку характеров и актуальную философскую проблематику, которые содержались в «Призраке в доспехах». Именно в тот момент стало ясно, что есть, по большому счёту, две главные школы анимационного кино – диснеевская и японская, аниме. Это некоторое обобщение, но именно эти школы критики сравнивали особенно пристрастно, и практически всегда не в пользу американцев, которые тяготели в сторону детского кино, в то время как японцы казались более «взрослыми». И неофициальным флагманом японцев рассматривали именно «Призрак в доспехах» - не случайно продолжение фильма сразу попало в конкурс Канн.

Трейлер аниме «Призрак в доспехах»

Сюжет того аниме описывал попытки спецотдела №9 поймать суперхакера Кукловода, который внедряется в «призраки», то есть в сознания людей и киборгов, управляя ими и заставляя совершать преступления. Главная героиня – киборг Мотоко Кусанаги, майор, первый случай, когда от человека остался только мозг, а всё тело полностью искусственное, с заменяемыми частями. В далёком будущем, о котором идёт речь, почти все люди слили свои тела с техническими деталями, но так, чтобы оставить один мозг, - это уж слишком. Попытки поймать Кукловода становятся для Мотоко поводом задуматься о том, что такое быть человеком, задать важные вопросы о памяти, сознании, мышлении. В этом и последующих фильмах «вселенной» «Призрак в доспехах» звучат цитаты и аллюзии на самые сложные работы в этой тематике, включая Новый Завет.

Видеоклип King of my Castle

Всего было снято четыре полнометражных анимационных фильмов и два мультсериала, и «Призрак в доспехах» не только сформировал вокруг себя культ, но и превратился в важный культурный феномен вообще. Достаточно сказать, что когда объявили о том, что майора Кусанаги в голливудской экранизации будет играть Скарлетт Йоханссон, десятки тысяч человек подписали петицию протеста, так как европейская внешность не соответствует их представлениям о внешности героини. Впрочем, основная мысль «Призрака в доспехах» как раз в том, что оболочка вторична по отношению к сознанию, что отражено и в названии фильма, которое правильнее было бы перевести, опираясь на идею Платона о теле как темнице для души. Было бы не так эффектно, зато точно.

Трейлер аниме «Призрак в доспехах 2: Невинность»

Фильм Мамору Осии авторы голливудского блокбастера переработали основательно. Значительно изменили систему персонажей, убрав, например, единственного почти беспримесного человека в отряде №9 и пожертвовав замечательным диалогом, где ему объясняют, как важно иметь в отряде личность, не отягощённую кибернетическими «примочками», значит, и более свободную и творческую. Собственно, и на смену Кукловоду пришёл антагонист совсем другого типа. Сюжет был изменён практически полностью, кроме того, его сильно упростили: убрали многозначительные цитаты и важные для философии фильма ретардации, снизили интенсивность повествования, которая сильно мешала западным зрителям фильма. Оригинальный «Призрак в доспехах» сразу погружал зрителя в самую гущу событий, заставляя его напряжённо разбираться в них самому. Здесь же ему медленно и аккуратно разжёвывают каждую деталь, вплоть до объяснения происхождения окуляров, которые носит Бато, напарник и лучший друг героини. Перед нами не философский трактат, а фантастический боевик, где никаких вопросов у зрителя оставаться не должно.

Трейлер фильма «Призрак в доспехах»

Самым значительным изменением стало значительное изменение образа майора, которую играет Скарлетт Йоханссон. У Мамору Осии ей отведено чуть меньше места, и её мысли и сомнения куда важнее самой её личности. Западный тип мышления такое не приемлет, потому майор – это главный смысловой центр фильма. Она знает про себя, что её едва не убили террористы, когда она плыла на корабле с иммигрантами, и что её мозг пересадили в искусственное тело, чтобы она стала супербойцом и сражалась на стороне правосудия. Чтобы избежать проблем с рейтингом, героиню «одели» в облегающий костюм: у Осии она много времени проводит обнажённая, но представить себе боевик, где постоянно будут видны соски Йоханссон, в современной действительности сложно. Зато авторы позволили себе некоторую вольность в демонстрации сексуальных предпочтений майора: в анимационных фильмах она не только предпочитает женщин, но и активно пользуется услугами проституток, а здесь нам предложили довольно двусмысленную сцену с лесбийским намёком, чтобы фанаты сильно не обижались.

«Призрак в доспехах»: ролик о съёмках

Скарлетт Йоханссон представила трейлер «Призрака в доспехах» в Токио


Видно, что авторам была интересна не философия «Призрака в доспехах», которую они даже на идейном уровне сильно изменили, а отдельные визуальные образы, причём не только из первого, но и из второго фильмов. Они воссозданы и переданы очень бережно, с любовью, и хотя кажется, что в анимационном решении они были богаче и ярче, как и всё остальное, на самом деле, они часто выглядят лучше и реалистичнее. Просто сочетание детализованного и условного изображения в аниме даёт огромное пространство для фантазии, а основная проблема нового блокбастера в том, что фантазировать там не о чём. Что дано, то и дано, эффектно, но вряд ли незабываемо, в то время как образы из «Призрака в доспехах» 1995-го года и спустя два десятилетия держатся в памяти и будоражат во время просмотра нового фильма. Эффект узнавания здесь – одна из главных положительных эмоций, и к этому узнаванию добавим, например, и появление в одной из ролей замечательного актёра Майкла Питта. Звезда фильмов «Мечтатели» и «Последние дни», он не слишком избалован предложениями, а мы его помним. Хотя память, как утверждается здесь не раз, не имеет принципиального значения. Героиня Жюльетт Бинош, образ которой для нас тоже дробится в памяти на какие-то очень важные переживания и ощущения, постоянно твердит об этом, чтобы зритель сразу уяснил себе эту мысль на всё время просмотра. Такеши Китано как бы говорит нам то же самое, но молча, как он чаще всего и делал в любимых фильмах. Это всё ретроспекции, действие фильма – в будущем, а наше восприятие постоянно посылает его в прошлое, апеллируя больше к памяти, чем к другим механизмам мышления.

Фрагмент фильма «Призрак в доспехах»

Скарлетт Йоханссон сыграла Иванку Трамп в шуточной рекламе парфюма


«Призрак в доспехах» получился красивым зрелищем для просмотра в IMAX, приятным, хотя и простоватым дополнением к богатой и сложной «вселенной», созданной японскими аниматорами. Здесь особенно не о чем думать – и нечего запоминать. Зато есть, о чём вспомнить, и эта ностальгия станет одним из самых приятных сюрпризов во время просмотра.

Сергей Сычёв