После историй о великих спортивных победах прошлого пришла пора говорить о героях нашего времени. И хотя примеров для этого достаточно, создатели фильма «Лёд» выбрали в качестве материала сказочный сюжет при узнаваемых обстоятельствах.

Лежать на льду и мечтать - что может быть лучше? Кадр из фильма «Лёд»


Узнаваемые обстоятельства – это Иркутск, бедные «совковые» спорткомплексы с тиранами-тренерами, торговые ларьки с бананами и другие приметы недавнего прошлого и «теперешнего» настоящего. А сказка – история девочки Нади, у которой не было таланта, зато были проблемы с вестибулярным аппаратом и мечта стать великой фигуристкой.

Трейлер фильма «Лёд»

Мы с самого начала фильма знаем, что ей это удалось: флэшфорвардом нам дают сцену, в которой Надя танцует на льду с очаровательным блондином и со страшной силой падает на лёд во время выполнения очередного элемента. Потом мы узнаём, как девочка Надя шла к своей мечте, занимаясь сначала с мамой, а потом с лучшим тренером не только Иркутска, но и России. А затем начинается основная часть картины, в которой у Нади травма позвоночника, несовместимая не только со спортом, но и вообще с нормальной жизнью. Прикованная к коляске, потерявшая веру в себя Надя знакомится с хоккеистом Саней, и он настолько безумен, что почему-то верит, будто она снова сможет встать на ноги и выступать.

Клип Антона Беляева «Лететь» к фильму «Лёд»

Примечательно, что прямо перед выходом «Льда» российский зритель имел возможность посмотреть картину «Тоня против всех», в каком-то смысле аналог «Льда». Тоня Хардинг тоже юная провинциалка, которая с чего-то решила стать фигуристкой, и тоже никто не верил в неё, включая тренера. Там тоже сильная линия матери, пусть и решённая в ином ключе. У Тони Хардинг грандиозный успех на льду с пресловутым тройным акселем (когда мы слышим про аксель во «Льду», мы уже знаем, о чём идёт речь, благодаря «Тоне»), а потом личные катастрофы, которые уничтожают её карьеру, у Нади – травма. Словом, фильмы-побратимы.

У фильмов есть и ещё одна общая черта. Каждый из них формально обязан быть спортивной драмой, но при этом успех авторов обоих фильмов в том, что они сознательно решили этого избежать и в итоге победили. «Тоня» - постмодернистская трагикомедия, построенная на использовании «интервью» Тони и её мужа и разрушении «четвёртой стены»: Тоня стреляет из ружья, а потом обращается с речью прямо в камеру, к зрителям. Авторы «Льда» тоже нашли неожиданный ход, более того, это относится конкретно к жанровому определению этого фильма, но журналистов просят не портить зрителям удовольствие и не сообщать, в каком жанре на самом деле снят «Лёд».

«Лёд». Ролик со съёмок фильма

Александр Петров: «На съёмках мы узнали - лёд разговаривает»


Другой вопрос, что очень сложно понять, почему создатели фильма решили остановиться на вымышленной истории и вымышленном турнире, который в картине явно символизирует соревнования на Олимпийских играх. У нас выдающиеся фигуристы и харизматичные тренеры, про них можно было бы рассказать такое, в сравнении с чем переживания Нади из Иркутска показались бы не такими уж страшными. На этот счёт есть одно предположение. Как известно, вскоре после Олимпиады в Сочи вышло две неигровых картины. Одна из них, «Кольца мира», продемонстрировала непревзойдённый уровень съёмки спортивных соревнований в нашем кино. Другая, «Дух в движении», рассказала истории, близкие к Надиной, потому что это первый официальный параолимпийский фильм в истории, а его герои наглядно демонстрируют, сколько невозможных препятствий оказываются преодолёнными за счёт упорства и, чего там говорить, чуда. Конечно, после таких фильмов трудно делать то же самое, и лучше было взять условную историю, зато – с полной свободой действий.

Трейлер фильма «Кольца мира»

Трейлер фильма «Дух в движении»

У этого хода есть свои несомненные положительные последствия. Во-первых, фильм получился очень красивый, начиная с прекрасной заставки, где на рапиде коньки царапают лёд, и заканчивая фантастическими элементами сюжета, снятыми как стилизация, и оттого особенно приятными для зрителей, которые всё же боялись увидеть спортивную драму. Во-вторых, здесь есть очевидные актёрские удачи, причём самая выгодная роль, как и в предыдущих российских спортивных хитах, досталась тренеру. Мария Аронова сыграла, пожалуй, свою лучшую роль в кино, сделав это, как кажется, минимумом усилий: шаблонные прибаутки, непроницаемое лицо, выгодные обстоятельства и пр. Но такая лёгкость иллюзорна, за образом железной леди Шаталиной чувствуется большая работа. Как всегда тонко чувствуют своих персонажей Ксения Раппопорт, Ян Цапник и ещё один актёр, появление которого для зрителя тоже будет сюрпризом.

Фильм «Лёд» обладает практически всеми качествами потенциального хита, а его саундтрек наверняка станет не менее популярным, чем сама картина. И раз уж так оказалось, что именно спорт вдохновляет сегодня кинематографистов на создание настолько разных и в то же время почти всегда очень интересных фильмов, то пусть так и будет. Поживём в эпоху спорта на экране, раз уж он в жизни не всегда даёт нам повод для катарсиса.

Репортаж с премьеры фильма «Лёд»