Триллер о доппельгангере, роскошной жизни, оглушительной славе и паранойе, которые чудесным образом оказались связаны друг с другом. В главных ролях Константин Хабенский, Фёдор Бондарчук и Северия Янушаускайте.

Константин Хабенский в фильме «Селфи» сыграл сразу две роли


Невероятно успешный писатель и телеведущий Богданов находится в творческом кризисе. Он спит с женой могущественного олигарха, живёт в шикарной квартире, посещает ВИП-тусовки, но жена от него ушла, с дочерью Богданов не видится, новый роман не пишется, так что приходится заливать стресс алкоголем. Однажды Богданов задумался, почему внутри каждого человека словно живёт некто, побуждающий его к саморазрушению, и как бы было хорошо встретиться с этим другим «Я» и выяснить отношения. И в этот момент в жизнь Богданова входит загадочный двойник, который явно решил занять его место, а самого Богданова сбросить на самое дно.

Трейлер фильма «Селфи»

Если бы этот фильм был постмодернистским произведением, он сразу предложил бы зрителю ряд вариантов истолкования этого сюжета. Но Богданов словно не смотрит кино и не читает чужих книг, поэтому зритель и сам выстраивает ряд гипотез, а затем ищет под каждую аргументы и контраргументы. Либо вся история с двойничеством и есть тот самый роман, который начал писать Богданов. Либо у него раздвоение личности, и нет никакого двойника. Либо он сам и есть двойник, в чём нам предстоит убедиться. Либо кто-то, очень похожий на Богданова, решил и вправду занять его место. Ещё есть вариант, в котором нет ни одного Богданова или в котором олигарх давно вырубил любовника своей прекрасной жены, и мы видим происходящее как бы с того света. Словом, современная поп-культура создала достаточно сюжетов, между канонами которых движется «Селфи», оперируя узнаваемыми кинематографическими знаками, элементами жанра триллер. Есть, правда, и менее узнаваемые, так, в интерьерах с неоновыми надписями, отражающимися в стеклах и других поверхностях, можно узнать апартаменты Франца Биберкопфа, героя знаменитого фильма «Берлин, Александрплац», который во многом схож с Богдановым.

Кадр из фильма «Берлин, Александрплац»


Фёдор Бондарчук утверждает, что первый вариант фильма был на час длиннее прокатной версии, и сокращения пришлось вносить исключительно под давлением экспертов по прокату. Но нет сомнения в том, что первая версия была лучше и интереснее того «Селфи», которое существует сейчас, потому что слишком многое в сюжете сейчас кажется недостаточно раскрытым или слишком ускоренным для поставленной задачи. Для саспенса нужно пространство, и хотя Николай Хомерики шутит, что снял этот фильм только для оплаты ипотеки, он прекрасно знает, как этот закон запугивания работает на экране. Хомерики вообще не любит спешить, и от этого его лучшие работы только выигрывают. Взять хотя бы фильм «Сказка про темноту», в котором формально вообще практически ничего не происходит, но который, пожалуй, стоит отнести к самым интересным картинам «новых тихих».

Трейлер фильма «Сказка про темноту»

Как бы то ни было, триллер – жанр для российского кино трудный, освоенный очень плохо и мало, и его координаты у нас не считываются, их нужно либо реплицировать напрямую с западных, либо создавать с нуля, что в коммерческом кино делать рискованно. Хомерики пошёл первым путём, путём стилизации, синефильского коллажа и игры со зрителем как на уровне драматургии, так и в смысле метаинтерпретации, расшифровки кодов и аллюзий, рефлексии над фильмом как над системой, механизмом. Это своего рода фильм о том, как снимать триллер в России и с какими проблемами неизбежно приходится сталкиваться. И в этом смысле «Селфи» - не только коммерческий фильм с суперзвёздами и суперкомандой, но и авторское размышление о жанровом кино. Так что тем более интересно будет однажды увидеть его полную версию.

Сергей Сычёв