Тем, кто читал книгу, сразу скажем две вещи: во-первых, сюжет, включая финал, отличается от книжного, во-вторых, книга всё равно намного лучше. И вообще, фильм, по всей видимости, предназначен для тех, кто Ю Несбё не читал, но про великолепного Харри Холе уже не раз слышал.

Майкл Фассбендер в образе детектива Харри Холе, фильм «Снеговик»


Налицо попытка возрождения нуара, прямо на наших глазах, с суперзвёздами даже в ролях второго плана и норвежским колоритом, который при русской локализации смотрится уж совсем странно. Так, в прокатной версии фильма записки преступника написаны английским шрифтом, а сообщения в чате – кириллицей, хотя клавиатура на экране смартфона всё равно латинская, а действие происходит в Осло. С этим условным интернационалом, впрочем, все смирятся, заворожённые личностью протагониста, нуарного следователя, который, как и полагается, проморгал свою семью (жена и приёмный сын-подросток живут с пластическим хирургом), пристрастился к алкоголю и проводит большую часть времени, валяясь пьяным на заснеженных улицах Осло. Каким образом он при этом сохраняет фигуру и физические навыки атлета, имеющего личного тренера, нам не объяснят.

Так вот, Харри Холе подвергается настоящей травле, которую последовательно ведёт серийный убийца, размещающий перед окнами своих жертв снеговиков. Убийца играет с Холе в прятки, отправляя ему «сообщения», которые постепенно становятся всё более устрашающими. Зритель уже в первой трети фильма понимает, кто убийца, но продолжает следить за развитием сюжета. Кроме того, как и положено нуару, здесь присутствует femme fatale, а протагонист регулярно демонстрирует свою слабость перед ударами судьбы. Здесь она усугубляется тем, что книжный Холе – великан под два метра, а играющий его в фильме Майкл Фассбендер – человек с ростом чуть выше среднего, он курит меньше своего экранного прототипа, а эротическая составляющая романов Несбё здесь сведена совсем к минимуму, что для нуара тоже не очень правильно.

Трейлер фильма «Снеговик»

Предъявлять претензии к фильму, которого так долго ждали, начали уже после первых закрытых показов. Слишком упрощён сюжет, из него выпали многие важные детали, зато, например, авторы совершенно бестактно закрывают огрехи драматургии навязчивым музыкальным сопровождением, которое настолько подробно расшифровывает каждую ситуацию, что фильм можно смотреть с закрытыми глазами и знать всё, что происходит в кадре. Звёзды, которым отданы роли второго плана, подают своих героев так, как будто им отведено здесь куда большее место, чем кажется на первый взгляд, но чаще всего это оказывается совсем не так. Такое ощущение, что фильм сократили на час и выбросили из него то, что придавало повествованию объём.

Но эти образы всё-таки созданы, и авторам картины следует отдать должное: они смогли на время «отправить» нас в Осло и погрузиться в расследование дела о первом серийном убийце в истории Норвегии (в фильме этот момент не педалируется, а в книге он очень важен). Очень подробно показаны сложные отношения Холе с бывшей женой и её новым мужем, не говоря уже о его бесплодных попытках наладить контакт с приёмным сыном Олегом (русский «след» в фильме никак не обыгран). Майкл Фассбендер старается молчаливой игрой компенсировать недостаток материала и вывести миру нового кинематографического суперсыщика, достойного серии фильмов, тем более что после «Снеговика» Несбё написал ещё четыре романа о Холе, да и прежние романы тоже могли бы стать хорошими фильмами. Могли бы, но вряд ли станут, потому что в США фильм с треском провалился в прокате (не вполне заслуженно), да и в остальном мире «работает» не очень.

Судя по фильму «Снеговик», полиция Норвегии спокойно передвигается на «гелендвагенах», причём оранжевых. Кадр со съёмок фильма


Может, всё дело было в неправильном позиционировании фильма. Его вряд ли будет интересно смотреть тем, кто читал Несбё, зато тем, кто не читал, он действительно откроет уже сложившуюся, «обкатанную» «вселенную» мрачного Осло, по которому слоняется неприкаянный алкоголик, лучше всех в Норвегии умеющий распутывать сложные преступления и только в этом находящий смысл жизни. В этот мир хочется вернуться, хотя его детали поданы несколько скомканно, а иногда противоречиво. Но если зритель «Снеговика» обратится к первоисточнику, то к фильму и его возможным продолжениям он уже вряд ли вернётся. В этом и опасность.

Сергей Сычёв