Неизбежная участь всех фильмов о космосе, которые снимаются в последние годы, - соревноваться в зрелищности и драматизме с «Гравитацией». У «Салюта-7» есть свои несомненные козыри в этом поединке. Во-первых, космические объекты в фильме выглядят не менее красиво, чем у Альфонсо Куарона. Во-вторых, у него в основе сюжета было почти сказочное допущение, а у «Салюта» - случай из реальной жизни, что для такого рода фильма очень важно.

Павел Деревянко и Владимир Вдовиченков в ролях Виктора Савиных и Владимира Джанибекова. «Салют-7»


Впрочем, у второго козыря есть оборотная сторона. За героиню Сандры Буллок мы с самого начала очень сильно волнуемся и не знаем, что с ней случится дальше. А про Виктора Савиных и Владимира Джанибекова прекрасно известно не только то, что они героически выполнили свой долг, отремонтировав мчащуюся над Землёй мёртвую космическую станцию, но и что они после этого вернулись на Землю, были награждены и до сих пор проживают в России, находясь в полном здравии. То есть, интриги как бы и нет, мы знаем исход драматической ситуации заранее. Но создатели фильма с самого начала дают понять, что здесь всё будет не совсем так, как в реальной жизни, и надо быть готовыми к тому, что сюжет фильма будет развиваться по своим законам, лишь в некоторых узловых точках соприкасаясь с действительностью. Так что, как бы говорят нам, из этого полёта космонавты могут не вернуться.

Трейлер фильма «Салют-7»

В любом случае, вводные данные всё же совпадают. В 1985 году станция «Салют-7», продрейфовав полгода на орбите Земли, сломалась. Она потеряла связь с Землёй, экипажа там не было, и стало понятно, что если станцию срочно не починить, она упадёт в какой-то точке планеты подобно огромному метеориту. Или её под видом помощи захватят американцы, что может стать началом серьёзного конфликта между США и СССР. Чтобы опередить американцев, которые вовсю заняты отправкой шаттла, Советы в срочном порядке отправляют спасательную экспедицию из двух человек, Джанибекова и Савиных, оба – опытные космонавты, для их операции «Союз Т-13» проходит переоснащение, из-за чего на аппарате не остаётся даже места для третьего члена экипажа. Савиных и Джанибекова ждёт самая технически сложная операция за всю историю космонавтики. Причём в фильме она будет ещё сложнее, чем она была на самом деле.

«Салют-7». Интервью актёров и продюсера о фильме


Понятно, что такой сюжет предполагает, что параллельно действие будет развиваться на Земле и в космосе. На Земле беснуются политики, волнуются в центре управления полётами, переживают в семьях. В космосе каждая секунда может стать последней, связь теряется, оборудование отказывает, кислорода не хватает. Починишь одно – ломается что-то другое, а помощи ждать неоткуда. Космонавты прекрасно понимают, что прислали их сюда для того, чтобы они либо выполнили задание, либо погибли. Поэтому фильм идёт по законам сразу нескольких жанров. Тут и политический триллер, и фильм-катастрофа, и экшн-драма и мелодрама, и даже иногда комедия, потому что космонавты сохраняют чувство юмора даже в самых экстренных ситуациях.

«Салют-7». Видео о создании визуальных эффектов

Впрочем, зрители пойдут не на жанр, не на звёзд и не на тему. Они пойдут на красоту, которую обещают промо-ролики фильма, и обещают справедливо. Причём красоту такого уровня, который обязывает выбирать для просмотра IMAX, искать самый большой экран. Существенная часть действия происходит в невесомости, и для создания правильного эффекта команда фильма разработал сложную систему тросов, на которых во время съёмок летали актёры, проводя многие часы в положении вниз головой, хотя когда смотришь, кажется совершенно естественным, что люди в космосе отталкиваются от стен и свободно плывут. Каждый кадр «космического» изображения, как «интерьерного», так и «экстерьерного», хочется останавливать и рассматривать снова и снова. Фильм снимал оператор Сергей Астахов, с которым создал почти все свои лучшие фильмы Алексей Балабанов, так что «картинка» здесь часто превращается в картину.

«Салют-7». Интервью Клима Шипенко

Всё это, конечно, дополнено усилиями специалистов по компьютерной графике, которые постарались сделать так, чтобы вообще-то холодный и безжизненный космический пейзаж пылал на экране всеми красками, как в футуристическом космическом боевике. И, кстати, контрастировал с серостью всего, что нам показывают на Земле, так, чтобы нам было понятно, почему экранный Джанибеков с такой неохотой каждый раз возвращается на Землю. Там попросту не так красиво. В лучшие свои моменты фильм даже приближается к накалу документа. То, что создатели «Салюта-7» заставили зрителя всё равно волноваться за судьбу космонавтов, - это чего-то да стоит в наше время.

Сергей Сычёв