В это трудно поверить, но в России сняли конкурентоспособный фильм об инопланетных пришельцах. Фильм не глупый, но даже с философским пафосом, как и полагается хорошей научной фантастике.

Так в «Притяжении» выглядят пришельцы


Сюжет здесь играет очень важную роль, поэтому очень велик риск «проспойлерить» фильм и лишить зрителя законного удовольствия узнать многое самому. Поэтому – очень коротко. В Чертаново познакомились юноша и девушка из разных социальных слоёв. Он – местный хулиган, у него и маленькая банда своя имеется. Она – дочка влиятельного и очень деспотичного офицера, который получил неожиданно высокие полномочия, когда на их Чертаново упал инопланетный корабль. Офицер пытается держать периметр и вести переговоры с пришельцами, а попутно ссорится с дочкой и её бойфрендом, хотя все эти семейные дела очень некстати: в москвичах зреет недовольство тем, что власти не решаются немедленно расправиться с незваными гостями.

Трейлер фильма «Притяжение»

Отношение публики к этому фильму изначально было очень пристрастное. Потому что Фёдор Бондарчук замахнулся на жанр, который и вообще всегда делали, в основном, в Голливуде, да ещё и на его самую дорогую разновидность – фантастический боевик об инопланетном вторжении. И бюджет у Бондарчука при этом приблизительно в тридцать раз меньше, чем у голливудских аналогов. И звёзд практически нет. И зарубежных специалистов по минимуму, всё своими силами, при том, что Бондарчук практически полностью сменил команду, с которой он делал предыдущие проекты. Это битва Давида с Голиафом, и Бондарчука те, кто не смотрел фильм, заранее записали в проигравшие.

«Притяжение». Ролик «Лебедев»

И сделали это напрасно. Ставка Бондарчука на «обновление» сработала отлично, он сделал лучший фильм в своей карьере, при этом не уступающий большинству зарубежных аналогов практически ни в чём. Это, конечно, не интеллектуальное кино, как «Прибытие», и не эстетское, как «Обливион». И тем более не шаржевое, как «Марс атакует!», хотя Бондарчук публично признаётся в любви к этой картине. Бондарчук поступил иначе – снял картину о молодёжи и для молодёжи, которая не смотрела классические картины «День, когда остановилась Земля» и «Человек, который упал на Землю» (между тем, некоторые моменты в фильме Бондарчука – прямиком оттуда), зато хорошо знает и помнит «Район №9», малобюджетный sci-fi, с которым сравнивают и будут сравнивать «Притяжение».

«Притяжение». Ролик «Артём»

Но это только в той части, которая касается собственно пришельцев, тем более что авторы фильма прямо заявляют: сценарий был вдохновлён ксенофобскими беспорядками в Бирюлёво в 2013-м году, только приезжие гастарбайтеры были «заменены» на инопланетян. Бондарчук твёрдо держит это в уме, да и зритель, если он хоть что-то знает о фильме заранее, тоже в курсе и настроен на эту «волну». Но чтобы не быть просто публицистом, Бондарчук здесь очень активно использует известные шекспировские образы, среди которых основные – это, конечно, «Ромео и Джульетта», включая, например, линию Меркуцио, но здесь же можно найти аллюзии на «Кориолана» (герой Олега Меньшикова явно оттуда), «Отелло» (мотив ревности), «Венецианского купца» (см. знаменитый монолог Шейлока о цвете крови), «Макбета» (поднявшееся Чертаново), - вообще, шекспировские образы в «Притяжении» заслуживают отдельной работы, а мы добавим лишь, что во время просмотра некоторые зрители вспомнят ещё и сюжет «Антигоны», благо, повод для этого имеется. Так что с общей структурой сюжета у фильма всё почти безупречно.

«Притяжение». Ролик «Юля»

Отдельно стоит сказать об актёрах. Если ограничиваться одной строчкой, она была бы о том, что «Притяжение» - это бенефис Александра Петрова, который в каждом кадре играет на пределе физических способностей человека и в каждую эмоцию вкладывает в несколько раз больше, чем этого требует сценарий. Петров словно знает, что настал звёздный час, и надо пользоваться, пока он не кончился. Половину фильма, как известно, он сыграл на костылях, потому что получил на съёмках травму, но вы нигде этого не заметите. Петров невероятно органичен, и свои реплики он умеет произносить без единой нотки фальши. Под стать ему актёры, сыгравшие его «банду», среди которых один из удивительнейших артистов России Никита Кукушкин. В родном «Гоголь-центре» Кукушкин чувствует себя более свободно, киноплощадка для его энергии слишком тесна и пока нет кинорежиссёра, который смог бы в должной мере с ним совладать. Но каждый раз, когда в сцене есть герой Кукушкина, на экране как будто больше никого не остаётся, артист полностью захватывает зрительское внимание, и его «А я – тебя люблю!» должно стать одним из главных афоризмов рунета. Это лучше, чем лозунг о принадлежности к округу Чертаново, который можно увидеть в трейлере. Очень естественно смотрится в кадре Ирина Старшенбаум, которая даже в сценах с Олегом Меньшиковым держит планку и в которую все подростки в зале должны немедленно влюбиться.

Интервью с саунд-дизайнером «Притяжения»

Всё это не значит, что у фильма нет недостатков. Но это замечательный материал для работы над ошибками, которая будет очень конструктивна для нашего кинематографа. Снимать sci-fi для широкой публики, да ещё и таким хронотопом, как здесь, - задача практически невыполнимая, и нужно быть Бондарчуком, чтобы не только ввязаться в такую авантюру, но и выйти из неё победителем. Не идеальный фильм. Но посмотрите на голливудских конкурентов – они, в большинстве своём, гораздо хуже. Пусть кто-нибудь ещё попробует этого добиться в таких условиях. Почему-то такое ощущение, что этим «кто-нибудь» может стать только снова Фёдор Бондарчук.

Сергей Сычёв