«Звёздные войны», которые на самом деле не «Звёздные войны», - спин-офф культовой киносерии ждали с опаской, находя для неё всё более веские основания. Но если описывать двумя словами впечатление от нового фильма, то оно будет таким: надо идти.

Фелисити Джонс создала лучший женский образ в киносерии «Звёздные войны»


Если это решение уже принято, то лучше ничего дальше не узнавать. Ни о сюжете, ни о персонажах, ни об актёрах, ни о визуальном решении. «Изгой» относится к разряду фильмов, просмотр которых похож на цепочку приятных сюрпризов, включающих узнавание любимых героев и нервозность от очередного конфликта, из которого приходится выпутываться героям. Поэтому всё, что будет написано ниже, несколько снизит удовольствие от просмотра.

Трейлер фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»

Начнём с сюжета и героев. Чтобы не сильно углубляться в подробности, скажем лишь следующее. Все помнят, с чего начинаются самые первые «Звёздные войны»: Дарт Вейдер берёт в плен принцессу Лею, так как у неё должны находиться чертежи Звезды смерти, секретной базы, оружие которой способно уничтожать целые планеты. Фильм «Изгой» рассказывает, как эти чертежи попали к Лее. То есть, мы заранее знаем, что будет дальше и чем всё кончится, поэтому удивить нас будет трудно, но авторы нового фильма всё равно пытаются.

В центре сюжета – Джин Эрсо, дочь человека, который создал Звезду смерти в «шарашке» под надзором Империи. Она не ищет отца, считая его погибшим, но повстанцы убеждают её отправиться на поиски, так как он, якобы, пытается передать им важное сообщение о своей работе. Дочь бросается в опасный путь, а Звезда смерти, между тем, уже готова к боевым действиям.

Фрагмент фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»

Всё, дальше рассказывать нельзя. Скажем только, что система персонажей здесь кажется чуть более проработанной, чем в том же седьмом эпизоде. Так, есть чётко прописаны образы членов отряда главной героини. Представитель повстанцев, Кассиан Андор, - это партизан с пелёнок, он ценит военную дисциплину и готов на самые сомнительные задания, если они поручены руководством повстанцев. Его играет Диего Луна, который после громкой роли в фильме «И твою маму тоже» как будто не мог найти себе достойного места в кинематографе, то появляясь на втором плане в фильмах именитых мастеров, то получая такие главные роли, которых лучше бы не было. К фильму «Изгой-один» он готовился серьёзно. В этом худом, измождённом, серьёзном лице трудно узнать румяного улыбчивого вечного юношу, амплуа которого вечно доставалось актёру. По крайней мере, здесь его образ куда глубже, чем у Оскара Айзека в седьмом эпизоде.

В той же команде есть одержимый верой в Силу слепой монах (вроде буддийского), который непрестанно молится и разбрасывает во все стороны отряды штурмовиков. Его сопровождает боевой друг, который ни в какую Силу не верит, зато отдаст за слепого соратника жизнь, если понадобится. Здесь же присутствуют сбежавший имперский пилот, постоянно находящийся на грани безумия, и дроид-мизантроп, который даст фору многим «живым» персонажам. Ну, и Фелисити Джонс в главной роли, конечно. Драматический талант актрисы позволяет ей даже внутри экшна создать для Джин Эрсо непривычный для женщин во «вселенной» «Звёздных войн» объём. Пожалуй, она пока справилась с этим лучше всех предшественниц.

Фрагмент фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»

Великолепен Форест Уитакер в роли параноика и маргинала, пса-призрака повстанческого движения Со Герреры, и фонетическое сходство с Че Геварой тут не случайно. Жаль, что дубляж не позволит большинству зрителей в России оценить его надсадный хрип, но дубляж вообще практически портит фильмы, тут ничего не поделаешь. Надо искать кинотеатр, где показывают версию с субтитрами. Очень убедителен Бен Мендельсон в роли главного злодея в этом фильме, куратора проекта «Звезда смерти» Орсона Кренника. Мендельсон убедительно передаёт рвение Кренника и его едва сдерживаемую ярость из-за того, что его усилия не находят должной оценки у руководства, да ещё и среди подчинённых всё идёт не так и не туда. Единственное разочарование в плане актёрской игры - Мадс Миккельсен, которому здесь практически нечего играть, его герой статичен и времени на то, чтобы как-то его расцветить, отведено слишком мало. Для артиста из фильма «Охота» можно было бы разработать образ посложнее.

Фрагмент фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»

Самые слабые места «Изгоя» там, где фильм пытается стилистически повторять картины оригинальной трилогии. В этих местах становится сначала неловко, а потом вдруг понимаешь, что «Звёздные войны» были отнюдь не совершенным фильмом, где дурной вкус часто торжествовал над хорошим. И что «вселенная» «Звёздных войн» всегда была богаче своих реализаций. При этом стоит сказать, что Джордж Лукас много сделал для того, чтобы её обесценить, лицензируя и производя часто продукты очень низкого качества. Disney многое делает, чтобы вернуть «вселенной» её блеск, не особенно претендуя на содержание: там как раз всё в порядке. Поэтому перед нами уже второй фильм подряд, который не стыдно смотреть, потому что это отлично сделанный боевик, где многое знакомо, но всегда остаётся простор для фантазии. Боевик с катарсическим финалом, в котором публика в зале аплодирует стоя. И с философией. Чего стоит один только диалог с приблизительно такими репликами: «Ты что, хочешь, чтобы знамя Империи взвилось над всей Галактикой?» - «Можно быть свободным под любым знаменем». Это, между прочим, программное заявление, не слишком характерное для «Звёздных войн», зато очень важное сегодня. Авторы этой киносерии никогда не забывают, в какое время «живут» их фильмы.

На этот фильм нужно идти. Ради одной невероятной сцены с Дартом Вейдером. Ради того, чтобы вновь вернуться пору, когда Империя ещё не наносит ответные удары, а только готовится к превентивным. Ещё раз увидеть любимых персонажей, пусть и ненадолго. Наконец, чтобы посмотреть качественный фильм по «Звёздным войнам» и понять, что в этом придуманном так давно мире можно существовать не только в компании джедаев и их непутёвых детей.

Сергей Сычёв