«Бегущий по лезвию 2049» - редкий сиквел, в который не рискуют плюнуть даже самые неистовые интернет-комментаторы. Против Райана Гослинга и Харрисона Форда сказать нечего, Ридли Скотт благословение дал, трейлер убедительный, у режиссёра Дени Вильнёва одна удача за другой («Пленницы», «Убийца», «Прибытие»). Для полноты массового восторга не хватает Кристофера Нолана у руля, но Вильнёв по эстетическим предпочтениям – вполне себе Нолан. Это автоматическая рекомендация для поклонников «Начала» и «Интерстеллара». С остальными потенциальными зрителями всё немного сложнее.

Сюжет, если без спойлеров, прост. Калифорния 2049 года – это угловатые небоскрёбы в окружении серых трущоб. Постоянно идёт дождь, все живут в полутьме. Виной тому глобальный «блэкаут» - так местные называют катастрофу, после которой стёрлись все компьютерные данные. Цивилизационный коллапс усугубил конфликт между людьми и репликантами (андроидами, которых от человека отличают только бездушие и неспобность к деторождению). Для поддержания стабильности послушные репликанты нового поколения (как герой Райана Гослинга) отлавливают своенравных «стариков», которые подозрительно очеловечились. Однако бунт послушного репликанта, как известно ещё по первому фильму, - вопрос времени. Мироустройство неизбежно начинает вызывать вопросы, а сухие приказы начальства - подозрение.

Начинка. Вильнёв, Гослинг и Форд разбирают «Бегущего по лезвию 2049»

Что такое – быть человеком? Что такое душа? Какова природа памяти? Где грань между искусственным и реальным? «Бегущий по лезвию 2049» задаёт вопросы, которые смутят и выпускников философского факультета. Рассуждать на такие темы в антураже безупречно стилизованной киберпанк-антиутопии – дело благодарное: любому кадру, любой сцене, любому крупному плану сразу придаётся космический масштаб. С другой стороны – нужно соответствовать заявленному размаху. И тут всё неоднозначно.

С технической стороны новый «Бегущий…» превосходен. Игра света и тени на лицах молчаливых персонажей говорит о них больше, чем можно написать на десятках страниц. Очевидно, что Вильнёв это хорошо понимает – и злоупотребляет: в результате эволюция героев подменяется всё более и более мрачной музыкой Ханса Циммера. Проблемы подняты, образный ряд изощрённо продуман – но как развивать тему 2 часа 40 минут?

Если в визуальном отношении изобретательность чувствуется постоянно, то в содержательном Вильнёв дальше первого «Бегущего по лезвию» не идёт. Главного героя нужно занимать все 160 минут, и его приключения напоминают немудрёный компьютерный квест – путешествие от одной локации до другой, череда приятных (и не очень) знакомств, стройный ряд камерных экшн-сцен. В глазах Гослинга – вся скорбь репликантского рода, поэтому сочувствуешь ему в любом случае, а человек он или андроид – вопрос, таким образом, второстепенный. Он хочет быть человеком – что в контексте фильма единственно важно. Это положение просматривается с первых минут. Минут же, напомним, 160.

Трейлер «Бегущего по лезвию 2049»

И всё же «Бегущий по лезвию 2049» вполне может войти в историю жанра – будет упоминаться рядом с «Интерстелларом», четвёртым «Безумным Максом», «Марсианином», «Особым мнением». Именно в таком соседстве – потому что эти фильмы изобретательно решают одну из главных задач научной фантастики: размашистое построение мира будущего - удивительного в целом, правдоподобного в частностях. Это компенсирует (или хотя бы маскирует) вторичность сюжетных схем.

В избранные моменты, когда тонкость исполнения соответствует амбициям, «Бегущий по лезвию 2049» кажется фильмом грандиозным. Тем не менее, зритель не раз утомлённо посмотрит на часы. Большое кино или большое надувательство? Как с людьми и репликантами – разница зыбкая.

Как снимали «Бегущего по лезвию 2049»