Миллиарды людей любят фильмы по комиксам за понятные координаты. Знакомые герои, повторяющиеся ситуации, одна и та же драматургическая конструкция, доля юмора – можно продолжать перечислять одни и те же слагаемые, которые создатели таких картин каждый раз складывают в новые комбинации, получая сверхприбыли. «Логан», даром что тоже фильм по комиксам, всю эту систему демонстративно разрушает, выдёргивая зрителя из зоны комфорта и заставляя его создавать при просмотре новые координаты самостоятельно. Этим и займёмся, тем более что фильм предлагает для этого благодатную почву.

В фильме «Логан» очень много крови. Это следует иметь в виду тем, кто не побоится высокого возрастного рейтинга картины и поведёт на неё детей. Но много только для кинокомикса, потому что современное кино вообще не чурается жестокой реалистичности


Действительно, это жанровый микс, где достаточно и драмы, и комедии, и триллера, и постапокалиптического экшна, и вестерна, и чего угодно. Авторы как бы говорят: решайте сами, с чем будете рифмовать фильм, только оставайтесь в пределах кинематографа или хотя бы искусства вообще. Потому что бои в «Логане» заставляют вспомнить «Илиаду», где пока сражаются герои, время как бы останавливается, и простые люди не приходят к ним на помощь, да и другие герои тоже не торопятся и не совершают очевидных в заурядной действительности движений. В «Логане» это, например, реализовано следующим образом: один положительный герой сражается, а другой стоит за спиной отрицательного героя и может его беспрепятственно убить, сразу решив множество проблем. Но он этого не делает, руководствуясь законами эпоса, а не обыденной логики. Можно ещё сравнить это с шахматами или с походовыми компьютерными стратегиями, примеров тут масса.

Трейлер фильма «Логан»

Протагонист, Логан по кличке Росомаха, теперь займёт законное место в галерее постаревших суперменов – одного из самых модных трендов в современном массовом кино. Сюда включаем Джона Уика, персонажей Лиама Нисона, а также, конечно, и это почему-то кажется наиболее близким к Логану, сильно постаревшего Шерлока Холмса в исполнении Иена МакКеллена. Недооценённый «Мистер Холмс» относится к принципиальным, даже если не умышленным, референсам «Логана», и впечатления от этих двух картин очень схожи.

Трейлер фильма «Мистер Холмс»

Логана мы застаём в 2029-м году. И узнаём, что из всех мутантов в живых остались только трое: Логан, альбинос Калибан и профессор Икс, который сильно сдал и проводит время в огромной цистерне, мучаясь от сильных припадков. Состояние Логана ужасное. Его раны теперь заживают значительно медленнее, сам находится в сильно депрессии, и если бы не забота о профессоре, он давно бы уже спился окончательно. А так он вынужден работать водителем лимузина и возить самую разношёрстную публику, чтобы покупать профессору лекарства и копить на яхту мечты, на которой однажды они оба уплывут в океанскую даль.

Так продолжается до момента, когда он встречает одну странную девочку и узнаёт, что за ней идёт охота. Далее события развиваются всё стремительнее, но зритель цепляется за неожиданную аналогию, чтобы застолбить ещё одну координату в своём сознании. Пусть это будет, например, «Страна 03» Василия Сигарева, фильм, который авторы «Логана» вряд ли смотрели. Девочка похожа на героиню Яны Трояновой, она такая же странная, чужая и живучая, и из неё слова не вытянешь, хотя о своём прошлом она могла бы рассказать многое. Её цель не менее призрачна, чем улица Торфорезов у Сигарева, а топография «Логана» не менее загадочна, чем в «Стране 03». Добавим к этому образ корабля, который у Сигарева возникает в конце фильма, а в «Логане» существует с самого начала, причём означает он в обоих случаях некую призрачную Вальхаллу. Есть и некоторые другие параллели, о которых нельзя говорить, чтобы не портить удовольствие при просмотре.

Трейлер фильма «Страна 03»

Герои пускаются в путь, а авторы уже предлагают нам референс, который игнорировать не получится при всём желании. Это, разумеется, «Терминатор 2», на что сразу намекает стальной протез для руки, которым щеголяет главный злодей фильм. Дальше параллелей будет больше. Логан и девочка похожи на Терминатора и маленького женоподобного Джона Коннора, которые скрываются от Т-1000, а у последнего тоже здесь имеется аналог. И тема с грузовиками на шоссе здесь тоже получит своё развитие.

Трейлер фильма «Терминатор 2: Судный день»

Дальше происходит нечто совсем любопытное. Авторы предлагают нам посмотреть вместе с героями пару фрагментов классического вестерна «Шейн»: одним разом они решили не ограничиваться, чтобы зритель не подумал, что это случайно. У этой цитаты есть поверхностное, чисто формальное оправдание. В США этот вестерн известен очень широко, и главный герой там – человек с трудным боевым прошлым, который помогает простым фермерам отстоять их землю и у которого завязывается дружба с одним из местных жителей, маленьким мальчиком. В «Логане» на все эти детали будет сделан особый упор, но очевидно, что здесь есть и дополнительные смыслы, которые можно вскрыть, если захотеть.

Трейлер фильма «Шейн»

Для начала, первый из цитируемых кадров «Шейна» показывает нам главного злодея фильма. Сыгравший его Джек Пэланс – это ниточка к кинокомиксам, потому что одну из своих последних ролей он сыграл в «Бэтмене» у Тима Бёртона. Вместе с тем, это намёк на авторский подход к жанровому кино в «Логане», потому что Пэланса синефилы знают по «Презрению» Годара. А сам фильм «Шейн» в культурном контексте «Логана» - это как бы ироничное пояснение того, какой путь может проделать отдельный жанр за какие-то одно два десятилетия. Как в начале больших франшиз по комиксам вряд ли кто-то мог себе представить фильм типа «Логана», так и классический американский вестерн вскоре после выхода «Шейна» начал претерпевать значительные изменения, одним из самых радикальных экспериментов в этом направлении стал знаменитый «Крот» Алехандро Ходоровского, с которым «Логана» многое связывает. Протагонист там тоже пытается избавиться от своего «героического» прошлого, и Логан даже внешне своей заросшей шевелюрой напоминает Крота. Так же в фильме будет символическая стрижка как символ очищения, а маленький Бронтис Ходоровский, сыгравший мальчика в «Кроте», похож на Дафни Кин в «Логане». И то, что Бронтис играет сына Крота, в «Логане» тоже отзовётся громким эхом. Конечно, сравнение в радикальности здесь везде будет не в пользу Логана, но нужно учитывать, что до Ходоровского были Леоне и Пэкинпа, а перед Джеймсом Мэнголдом, режиссёром «Логана», куда более конформистские Бёртон и Нолан. «Логан» - сильно смягчённая версия «Крота», что вовсе не умаляет решительности его создателей.

Герой фильма «Крот» в знак внутренней перемены бреется целиком, Логан отделывается более символическим «постригом», но зритель и так уже всё понимает


Отрицание прошлого, его трансформация и принятие – важная тема в этой картине. Логан мрачно ругается, когда видит комиксы про Людей Икс и себя в глупом жёлтом костюме. Это всё враньё, твердит он, нельзя верить в эту чепуху. Но потом ему придётся несколько пересмотреть свою позицию. То же и с фильмами про Людей Икс и кинокомиксами вообще. Нам как бы говорят, что вот там было всё понарошку, всё фальшиво, а здесь – «сырая» реальность, где много жестокости, грязи, страдания и даже отчасти секса: этот момент в фильме не педалируется, но женская грудь в кадре появится, причём сделано это будет в рамках ещё одного очевидного референса, «Таксиста» Мартина Скорсезе. Так вот, при дальнейшем рассмотрении оказывается, что и кинокомиксы не настолько лживы, и «Логан» может существовать только как кинореальность с множеством условностей и допущений.

Схожесть «Таксиста» и «Логана» продолжается также в том, что в обоих фильмах герой совершает подвиг ради не по годам взрослой девочки


Авторов картины, по всей видимости, это постоянное запутывание зрителя и подбрасывание ему киноцитат сильно забавляет, ради этого, вероятно, они и затеяли снимать постмодернистское произведение, которое должно стать переломным моментов для кино по комиксам – или остаться в истории кино, подобно «Кроту», как уникальный памятник творчеству и ломке границ, в то время как индустрия вырулит обратно на более конвенциональные методы. Тем более что фильма «Логан 2» быть не может. Наверное.

Сергей Сычёв