Ни одного отрицательного отзыва. Ни один человек, который посмотрел «Движение вверх» до выхода фильма в прокат, не сказал, что фильм ему не понравился. Такое бывает очень редко, а фильм, между прочим, справедливо претендует на статус события – не кинематографического, а национального.

В фильме «Движение вверх» нашлось место даже стритболу, который для советских спортсменов становится большим сюрпризом. Игра здесь ведётся на деньги, и за неимением долларов приходится поставить банки чёрной икры


Для вас же лучше, если вы ничего не знаете ни про советский и российский баскетбол, ни про Олимпиаду в Мюнхене (кроме того, что там был теракт, о котором снял блестящий фильм Стивен Спилберг), ни про результаты выступления там нашей сборной. Надо смотреть этот фильм, узнавая эту историю с чистого листа. Не случайно ведь и режиссёр, и автор сценария здесь молодые люди, для которых события, лежащие в основе сюжета, в лучшем случае были мифом, всё равно что для гомеровских современников осада Трои.

Трейлер фильма «Движение вверх»

Нас и вбрасывают в эту историю, как господина К. в окрестности Замка. Словно из ниоткуда появляется маленький пожилой человек, которого у нас на глазах с неохотой назначают тренером советской сборной по баскетболу – вместо другого тренера, которого все любят, знают и ценят. А про этого мы знаем только то, что у него сынишка-инвалид и издёрганная, нервная жена. И что зовут его Владимир Гаранжин. Начинает он с того, что существенно меняет состав сборной и сразу объявляет, что через год, на Мюнхенской олимпиаде 1972-го года, советская сборная обыграет американскую и завоюет чемпионский титул. Тоже провокационный ход в стиле К., потому что к тому моменту американцы уже несколько десятилетий никому не проигрывали, а советская сборная успешно играла только против команд уровня болгарской или кубинской.

На премьере «Движения вверх» зрители не могли сдержать эмоций

Весь фильм построен как путь к решающему матчу, и тут, разумеется, напрашивается сравнение с картиной «Легенда №17», которую делала та же студия, да и сценарист там был тот же, Николай Куликов. Даже тренеры в этих фильмах подозрительно похожи. Оба фильма очень хорошие, но они совсем разные. «Легенда» - это метафорический рассказ про отца и сына, про человека и государство, это история о подавлении, служении, сиротстве, комплексах и превращении их в преимущества. «Движение вверх» устроен иначе, потому что здесь авторы пытаются говорить не о герое и его антагонисте, а о команде, шире – о народе. Даже разделение на тренера и его подопечных здесь часто размывается, потому что они плывут в одной лодке, у них у всех есть свои слабости, они все прекрасные спортсмены с отвратительными характерами, но у каждого внутри содержится нечто очень важное, правильное, необходимое для всех.

Трейлер фильма «Легенда №17»

По сути, цель этого фильма – объяснить народу, почему он народ, а если шире – человечеству, почему оно человечество, а не горстка индивидуумов. Ответить на вопрос, зачем мы нужны друг другу на этом болтающемся в космосе камне. Ответить просто, не вдаваясь в лишние подробности, для которых в двух часах фильма просто не найдётся места. Не просто так здесь география мест и персонажей стремительно расширяется до республик СССР, а затем охватывает весь мир, чтобы вдруг даже мнимые враги превратились в союзников, друзей, близких.

Интервью «Фильм Про». Кирилл Зайцев: «С первых проб я пообещал себе, что буду тренироваться»


Ясно, что ответ не может быть рациональным, даже напротив – каждый герой в итоге здесь вынужден действовать вопреки собственным интересам, вредя самому себе, ставя под угрозу национальные интересы. Как говорил Кьеркегор, у каждого свой Исаак, и этого Исаака здесь приходится закласть – по крайней мере, занести над ним жертвенный нож. Ничего удивительного, что проблему авторам фильма приходится решать именно в библейских категориях, противопоставляя их секулярному прагматизму. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» - эти фразы не звучат в кадре, а проносятся в подсознание зрителя контрабандой, как Библия, которую у одного из персонажей обнаруживают в начале фильма таможенники. Христианский дискурс постепенно вытесняет на периферию эгоизм персонажей и при этом не снимает понятия патриотизма, а баскетбол превращается в характерный для христианского сознания труд как форму подвижничества. Иначе говоря, баскетбол здесь мало отличается от корзин, которые сплетали и снова расплетали древние подвижники, так как в нем самом нет никакого фундаментального смысла. Победа в Олимпиаде лишь означает, что трудовой долг перед самим собой выполнен, а коллективная форма этого труда помогает участникам команды превратиться не просто в друзей, но в тех «ближних», о которых говорится в Евангелии. А дальше каждый «подвижник», спасаясь сам, помогает спастись тысячам, по слову Серафима Саровского. Это в фильме выражено через катарсические переживания болельщиков на стадионе и перед телеэкранами. И здесь же - дискурс «памяти смертной», тоже очень христианской. На возможные претензии о том, что существенная часть героев атеисты, можно ответить формулой Тертуллиана о том, что душа человека - христианка по природе, но месседж картины считывается легко, и в подтверждение тому – слова одного из реальных участников того самого матча, сказанные со сцены после московской премьеры фильма. Спортсмен прямо говорил о Боге, чьё присутствие явно ощущалось в том матче и при этом было проявлено в фильме, он это сразу заметил.

«Россия 24» о премьере фильма «Движение вверх»

Поводов для разговора об этом фильме много. Например, можно было бы поговорить о том, как актуальные вопросы современной политики переданы в фильме о событиях сорокалетней давности. Здесь и международный терроризм, и наши отношения с США, и национальное самоопределение, и крушение империй, и многое другое, причём ответы на все эти вопросы даны довольно исчерпывающе, это фильм с позицией. Интересно разобрать структуру диалогов фильма, обсудить юмор, систему персонажей, визуальный стиль, во многом базирующийся на избыточном количестве рапидов, а это уже ещё одна тема, использование гротеска. Не говоря уже о том, чтобы проанализировать хронику на титрах и её музыкальное сопровождение, там авторы тоже неявно высказались по поводу некоторых последних событий. Но лучше обо всём этом побеседовать, когда все посмотрят фильм. Потому что его и правда стоит посмотреть.

Сергей Сычёв