Новая картина Станислава Говорухина – не прямая экранизация довлатовского «Компромисса». Это фильм «по мотивам», но лучшие места известной повести переданы здесь весьма колоритно.
Конец 60-х. Молодой журналист и писатель Андрей получает выгодное предложение – переехать из Ленинграда, где у него уже накопилось слишком много проблем, в Таллин и устроиться в местную газету. Андрей соглашается. Журналистика ему не слишком интересна. Он чувствует себя писателем и старается как можно более активно познавать жизнь, поэтому большую часть времени он крутит романы и беседует с собутыльниками, потому что пьёт он много. Вскоре становится понятно, что и в Таллине такой человек, как он, надолго не задержится.

В сценах со Светланой Ходченковой Иван Колесников ничем не уступает знаменитой актрисе. Станислав Говорухин умеет «открывать» актёров, да и Ходченкову когда-то «открыл» для кино тоже он


Конец «оттепели» для Станислава Говорухина означает вовсе не конец свободы. Собственно, и фильм об этом: гайки закручиваются, а свободные люди всё равно остаются. Просто они чуть больше пьют и чертыхаются, но не теряют жизнелюбия. Сначала у них есть молодость, потом появляется опыт. И то, и другое сильно помогают преодолевать кризисы. Ведь главное всё равно – творчество, оно куда важнее, чем даже любая из встретившихся на пути героя женщин.

Неожиданно видеть эту картину сегодня. Можно её расценить как ностальгию, но вряд ли Говорухин тогда снимал бы именно о конце 60-х, времени, когда слишком многое было раздавлено слишком явно и цинично. Пожалуй, время действия выбрано для того, чтобы проманифестировать способность человека оставаться личностью в условиях, когда всё этому враждебно. Довлатов в повести болезненно переживает каждый компромисс. Андрей из фильма идёт на эти компромиссы с кажущейся лёгкостью, однако же, не совершая принципиальных проступков, уничтожающих его как творческую единицу. Он может написать любую статью в ничтожной газетёнке с ничтожным редактором. Это не страшно. «Стержень» не потерялся, не истончился – и все эти мелочи забудутся, как будто и не было их. Останется то главное, что он писал как писатель. Останутся его мысли и сомнения, а его горькие воспоминания о советских проявлениях тотальной пошлости превратятся в грозное обличение, в котором потомки с удивлением угадают приметы своей современности.

Трейлер фильма «Конец прекрасной эпохи»

Лирическая чёрно-белая комедия не случайно начинается с выбранных мест из классических фильмов 60-х. Это хуциевская, данелиевская степень свободы и радости бытия, не подвластной кабинетам и телефонным звонкам, не покупаемой никакими посулами и не смущаемой угрозами. Говорухин, конечно, создаёт романтический манифест, но при этом, с позиции своего возраста, не может не подтрунивать над своим героем – современником, который не знает, что принесёт его стране и его поколению неумолимое будущее. Впрочем, если бы Андрей знал, как уничтожают произведения его коллег по творчеству в это время, как в точности задыхается всё его поколение, как перекрывается кислород, как мучительно решается вопрос, уезжать или оставаться, какие дикие приказы «сверху» приходится выслушивать и как-то выживать в этом прикрытом благопристойностью мракобесии, - если бы Андрей всё это знал, для него ничего бы не изменилось. Говорухин показывает, что эпохи всегда заканчиваются, а человек продолжает жить. Он не звучит гордо, да и вообще никак не звучит. Зато он иногда создаёт что-то стоящее, и тогда остальное должно умолкнуть и смириться.