Этот год, кажется, уже ставит рекорды по количеству долгожданных продолжений коммерчески успешных хитов. Новая часть «Чужого» среди них находится в первой пятёрке, где-то между новыми «Бегущим по лезвию» и «Твин Пиксом». Создатели прекрасно понимают это и стараются не так рисковать, как в случае с «Прометеем».

Сцена в лазарете как нельзя лучше характеризует фильм «Чужой: Завет». Да, это именно то, что вы подумали: замкнутое пространство, медицинские приборы и инфицированный солдат, из которого вот-вот вырвется кровожадная тварь. За десятилетия существования жанра такие эпизоды почти не изменились


«Прометей», несмотря на свои почти полмиллиарда сборов в мире, культовый статус и огромное количество споров вокруг него, был всё же слишком радикальным для фанатов жанра экспериментом. Взять хотя бы то, насколько он был синефильским, скрещивая легендарные картины вроде «Лоуренса Аравийского» и «Космической одиссеи» и заставляя зрителей искать цитаты из других известных картин. Автора картины Ридли Скотта, конечно, не смущало, что «Прометей» сильно проигрывал упомянутым картинам и грешил множеством недостатков, среди которых стоит выделить предсказуемость, многословность и некоторую сумбурность. За всё это фильму здорово «влетело» после выхода, причём американские зрители оказались самыми строгими.

Трейлер фильма «Прометей»

«Чужой: Завет», хотя и сохранил в полной мере упомянутые недостатки «Прометея», не настолько сильно выпячивает их, потому что он задаёт не общекинематографическую систему координат, но опирается на фильмы своей же серии. Так, логичнее всего говорить, что в фильме есть сходство с первым «Чужим» и, конечно, с «Прометеем», прямым продолжением которого фильм является. Это, между прочим, означает, что без просмотра «Прометея» «Завет» смотреть не имеет смысла.

Трейлер фильма «Чужой»

Итак, прошло десять лет с момента, когда научно-исследовательский корабль «Прометей» потерял связь с Землёй. Непонятно, ищут ли его или решили пока подождать с этим, но нас больше интересует другой корабль, везущий 2000 погружённых в анабиоз колонистов на далёкую планету, якобы приспособленную для жизни. После неожиданной аварии, которая унесла жизни нескольких человек, команда вдруг получает сигнал с другой, более близкой планеты, которая тоже приспособлена для жизни. Зрителю уже понятно, что это Элизабет с «Прометея», но зритель недоумевает: она же отправилась на родину синих исполинов, ответственных за создание человечества, а планета, куда прилетели на зов сигнала новые герои, совершенно безлюдна. Хотя, возможно, сопровождающий команду андроид с внешностью Майкла Фассбендера знает больше, чем они подозревают.

Трейлер фильма «2001 год: Космическая одиссея»

В общем, всё развивается строго по канонам жанра: сбившаяся с пути кучка людей, пустынная местность, а потом умерщвление одного за другим не без участия пресловутых «чужих». В этом нет никакого сюрприза или спойлера, ведь вы именно за этим идёте на фильмы этой серии, как будто говорит Ридли Скотт. Так зачем притворяться? Всё будет. И «чужие» будут, и саспенс, и экшн, и клаустрофобные туннели, и несколько зрелищных битв на открытом воздухе. И природа, которая не так величественна и прекрасна, как в «Прометее», потому что Исландия всё-таки выглядит более эффектно, чем Австралия и Новая Зеландия. И всё это, с одной стороны, делает фильм более беспроигрышным для проката, а с другой – заставляет задуматься о том, что и «Чужой», и «Прометей» каждый раз будто бы робко намечали новый вектор развития для жанра, но следующие фильмы серии каждый раз совершали откат к более привычным и скучным рецептам.

Трейлер фильма «Чужой: Завет»

Действительно, «Завет» слишком часто бывает скучноват. Предсказуемость и многочисленные штампы практически начисто убивают саспенс, экшна в фильме не так уж много, логические неувязки и «невыстрелившие ружья» сильно раздражают, но это вовсе не значит, что фильм получился провальным. Как и всегда у Ридли Скотта, в фильме есть ряд действительно впечатляющих сцен, которые и откладываются в памяти, так что потом вспоминаешь именно их, а не то, что злило во время просмотра. Кроме того, для всех фанатов серии важным является развитие идеи о связи человека и «чужих», которое в «Прометее» могло быть сформулирована как креационистская проблема, а в «Завете» - как проблема творчества в широком смысле слова. Ридли Скотт в какой-то момент не удерживается и погружает фильм в культурный контекст романтизма, «проклятых художников» и мистического символизма. Звучат имена Байрона и Шелли, андроиды-интеллектуалы оказываются поклонниками Вагнера: здесь и вызов человека своему Создателю (в данном случае – пара подменяется андроидом и человеком-изобретателем), и упоение собственными творческими возможностями, которые и ведут к обожению. Скепсису Кубрика из «Одиссеи» Скотт противопоставляет спокойную (до провокации) уверенность в том, что искусственный интеллект совершеннее отягощённых эмоциями и смертностью homo sapiens, и, стало быть, должен стать не наследником, а следующей ступенью эволюции. А на другом полюсе он помещает другую ветвь эволюции – «чужого», рождение которого мы наблюдали в величественном финале «Прометея».

«Чужой: Завет». Ролик о съёмках фильма

Философский подтекст Скотт скромно придерживает до последней трети фильма, зато потом разворачивает его тяжёлой артиллерией в сторону зрителя, сопровождая многочисленными визуальными образами по мотивам фантазий Гигера. Другое дело, что философия внутри слишком традиционного фильма ужасов, которым является по своей сути «Завет», временами выглядит комично. Но между хоррором и комедией ведь вообще граница часто едва заметна, так что миллионам зрителей «Завета» это никак не помешает получить от фильма удовольствие, за которое они заплатят деньги в кассе. Всё-таки перед нами коммерческий продукт, часть прибыльной франшизы, и мы прекрасно понимаем, что раз Скотт планирует снять ещё две части «Чужого», ему надо играть по правилам и отбивать огромные бюджеты сверхприбылями. Судя по реакции первых зрителей «Завета», у него может получиться.

Сергей Сычёв