7.2
Некоторые вещи нельзя объяснить, настолько они абсурдны. Как только Коппола снял свой фильм, стало очевидно, что у мирового кинематографа есть новый шедевр, который уже никуда не денется. На этом фоне не присудить ему «Оскар» кажется настолько же абсурдным, насколько и логичным, потому что «Оскар» редко поспевает за временем. Но почему-то мы уверены, что ни один другой фильм того сезона члены Академии не пересматривали впоследствии с такой жадностью, как этот.
Шедевр Вуди Аллена тоже не удостоился главного приза, хотя великому режиссёру грех жаловаться: «Оскаров» у него в разных номинациях имеется несколько штук, а вспоминать, в каких категориях они присуждены, никто уже не станет. Зато можно вообразить, как пожилой классик ставит их перед собой на стол, берёт кларнет и начинает неторопливо репетировать очередное выступление, а стёкла его очков блестят в полутьме грустно и иронично.
6.6
Понятно, что научно-фантастический фильм ужасов вряд ли мог рассчитывать на особое внимание Академии, хотя если бы её члены могли предположить, каким культурным феноменом станет «вселенная» «Чужого», они бы наверняка отметили этот фильм более достойно. А так у него скромный «Оскар» за спецэффекты.
Один из лучших фильмов Мартина Скорсезе, одна из лучших ролей Роберта де Ниро. Невероятно стильный и жёсткий фильм о боксе, положивший начало целой волне подобных картин, и в то же время драма о мужских страстях, которые так тонко чувствует и умеет показывать Скорсезе. Он мог рассчитывать на самую высокую награду, а так он просто существует в разряде культовых картин. Награды за монтаж и за лучшую мужскую роль.
Картина Владимира Меньшова получила приз как лучший фильм на иностранном языке, но вполне тянула бы и на главный приз, потому что полностью соответствует классическим требованиям к фильмам, претендующим на самую высокую оценку. Эпический рассказ охватывает несколько десятилетий, каждый герой переживает личную драму, конфликты здесь и личные, и социальные, и даже в чём-то политические. Всё как нужно. а ведь на фоне остального советского кинематографа это была далеко не самая сильная картина.
Снимать такое кино в социалистической Польше было непросто, но Вайда здесь показал, что стремление к свободе нельзя подавить ничем, включая политические провокации, подлоги и внешнюю благопристойного общественного устройства. Даже для США кино такого сильного накала социального беспокойства по тем временам было очень неожиданным, резким, ярким. И этот фильм заслуживал быть отмеченным.
6.5
Голливуд очень любит зрительское кино, но при этом брезгливо открещивается от кино как бы коммерческого, блокбастеров. Фильм Стивена Спилберга и вправду был успешен в прокате. Если быть точнее, то он был самым успешным в истории кино, если не учитывать инфляцию. Но это и авторское произведение в полном смысле этого слова, это доказывают многие профессиональные работы, которые посвящены этой картине. И уж точно этот фильм заслуживал главного приза не меньше, чем старомодная драма «Ганди», тоже, кстати, обладающая рядом признаков блокбастера.
6.2
Киберпанковский хит о репликантах, похожих на людей, имел трудную прокатную судьбу в США, да и реакция на него у публики, как профессиональной, так и обычной, была так себе. Казалось, что фильм сразу забудется, исчезнет, и уж точно никто не думал, что в 2017 году, когда выйдет его продолжение, он будет считаться одним из самых значимых феноменов поп-культуры ХХ века.
Грандиозная картина Бергмана, один из его поздних шедевров, фильм на все времена был удостоен четырёх наград Киноакадемии: призы получили оператор, художник-постановщик и художник по костюмам, плюс картине достался приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Даже приз за режиссуру отдали не Бергману, хотя он был среди номинантов. Его получил Джеймс Л. Брукс за фильм «Язык нежности».
Значение этой картины Вуди Аллена огромно. Вмонтировав своего героя в хронику, он задал не только целый вектор движению мысли режиссёров, фотографов и художников, но и заставил всерьёз задуматься социальных философов, на него до сих пор ссылаются в серьёзных дискуссиях. Это особый, очень важный фильм. Он номинировался за операторскую работу и костюмы, но ничего не получил.
Когда американцы смотрели этот фильм, они, конечно, не могли знать, что вот эта усталая женщина на экране - секс-символ СССР и будущая жена Максимилиана Шелла. Но оценить филигранность этой картины, высочайший драматический уровень и трагикомизм конфликта они вполне могли бы, если бы были чуть внимательнее. Но серьёзной советской драме предпочли более политически выверенную картину «Диагональ слона», где главные герои тоже имеют непосредственное отношение к СССР.
Экранизация Фрэнка Херберта считается провальной. Её не любит режиссёр Дэвид Линч, её не слишком упоминают его поклонники. Но это вкусовые суждения, можно ведь и ответить на это, более мрачной и стильной научно-фантастической картины до этого просто не было, если не брать «Чужого», сделанного всё-таки о другом и по-другому. Это был очень амбициозный проект, пусть и куда более скромный, чем у Алехандро Ходоровского, который изначально и должен был делать эту картину.
Один из важнейших (и из лучших) неигровых фильмов ХХ века, которые способен перевернуть сознание и заставить посмотреть на многие вещи в мире совершенно иначе. Фильм начинается со смерти главного героя, как «Гражданин Кейн», а потом мы начинаем узнавать о деятельности удивительного человека, активиста и политика, который сделал так много для того, чтобы человечество стало чуть более человечным. И ему это удалось.
Акира Куросава, не в пример многим другим закоеанским авторам, оскаровским «академикам» знаком, поэтому его фильмы регулярно оказывались среди номинантов и лауреатов. Впрочем, наград у него всего две, причём одна из них - за вклад. Зато этот фильм был не в гетто фильмов на иностранном языке, а соревновался за приз за режиссуру. Проиграл его Сидни Поллаку, фильм «Из Африки».
Трогательный, тонкий, лиричный фильм Вуди Аллена - признание в любви классическому кинематографу и в то же время реалистическая драма, заставляющая всерьёз задуматься о границах между реальным и вымышленным. Без всяких компьютерных ухищрений здесь люди выходят из киноэкрана и заходят обратно, а оставшиеся на экране герои начинают ругаться и общаться с залом. В Каннах ФИПРЕССИ вручила Вуди Аллену свою награду, а Киноакадемия не сочла нужным отметить даже сценарий.
Эмир Кустурица ворвался в кинематограф с маленьким югославским шедевром и мгновенно превратился на много лет в важнейшего трендсеттера кинематографа, наследника Феллини, гениального и непредсказуемого. В Каннах Кустурицу ждали триумф, приз ФИПРЕССИ и «Золотая пальмовая ветвь», а «Оскар» он проиграл аргентинскому фильму «Официальная версия». В это сегодня трудно было бы поверить, если бы в последние годы номинанты на иностранном языке получали по заслугам.
Возможно, лучший фильм во всём творчестве Дэвида Линча, в 80-е точно лучший. Безупречный сюрреалистический триллер, он мгновенно стал культовым и таковым остаётся до сих пор. У него была только одна номинация, за режиссуру, но в итоге приз достался Оливеру Стоуну за «Взвод». Странно, потому что фильм у Стоуна замечательный, но вот владение режиссёрской профессии не идёт ни в какое сравнение со случаем Линча. Однако историю не изменишь.
С другой стороны, Оливер Стоун наверняка возлагал большие надежды на свою следующую картину, которая просто обязана была получить несколько статуэток, будучи такой американской, проблемной, психологической и патриотичной. А в итоге приз получил только Майкл Дуглас, впрочем, вполне заслуженно, а в остальных номинациях фильма не было вовсе.
А этот случай попросту абсурден. Стэнли Кубрик, не просто гений, а один из самых влиятельных американских режиссёров, за свой самый американский, самый публицистичный, самый реалистический фильм получает одну номинацию за адаптированный сценарий, да и ту проигрывает «Последнему императору», тотальному триумфатору церемонии 1988 года, тяжеловесному, медленному и насквозь классическому произведению. К счастью, таким фильмам «Оскар» и не нужен, так что это проигрыш Академии, а не Кубрика.
В форме постмодернистской комедии зрителю этой картины была подана пародия на классическое жанровое кино, которая при этом была и оммажем золотому веку Голливуда, виртуозно объединяющим анимацию и игровое кино. Сегодня техника этого фильма кажется простоватой и наивной, но для того времени картина была новаторским, выдающимся произведением. И среди четырёх призов Киноакадемии присутствовала награда «За особые достижения». Таких наград в истории Киноакадемии менее двух десятков. А вот в главные номинации фильм вообще не попал, хотя мог и заслуживал.