Выбрала тему — современные генные технологии — и с энтузиазмом написала свой первый синопсис. Получив правки от редактора, я была просто в шоке — тридцать замечаний на две страницы текста!
Больше всего голову пришлось ломать над этими:
- «В образовательном мультике наука должна двигать сюжет».
- «Детям нужно испытывать эмоции и сопереживать герою — только так они запомнят научные факты».
- «Долой костыли! Никаких волшебных палочек, нельзя, чтобы кто-то «внезапно вышел из тумана и всех спас». Сюжет должен быть продуманным!»
Чувство у меня было такое, будто я стою под куполом цирка, передо мной канат, в руках у меня шест и мне сказали: «Надо дойти воооон туда! Там тебя ждут слава и успех. И по дороге покажи пару фокусов». А я всю жизнь ходила только по ровному асфальту.

Кадр из «Пинкод 2.0». Фото: РБК
Я работала как сумасшедшая, забросив все остальные дела. Перечитывала по сто раз правки и чужие сценарии, вникая в принципы построения сюжета. Читала десятки научных статей и практически поселилась в «Киберленинке». Доводила нейросети до белого каления. Я так погрузилась в генетику, что могла бы претендовать на место в лаборатории.
Когда я придумала, как все-таки вписать в сюжет науку, то столкнулась с новыми сложностями:
- как визуализировать работу веществ в организме, чтобы это было похоже на захватывающий триллер?
- как показать процесс выделения клеток ДНК упрощенно, но при этом достоверно?
- почему законы генетики сопротивляются, когда пытаешься их вставить в диалоги Кроша и Ёжика?
По мере работы с командой и редактором я узнавала все новые и новые нюансы: тонкости характеров каждого из героев, секретные ограничения анимации, внутренние правила мира Смешариков. Как зритель, ты не видишь и десятой доли этого айсберга, но именно благодаря этой невидимой работе сериал получается цельным, понятным и увлекательным.
Наконец, первый драфт сценария был готов. Ура! Я прошла по канату и даже показала пару трюков. Но выяснилось, что в анимации просто «пройти» — тоже недостаточно. Нужно идти путём героя. Пока я билась над наукой, я забыла о драматургии. Пришлось возвращаться к основам: кто мой герой? Чего он хочет? Что ему мешает? И как он может решить свою проблему с помощью науки?
Потом каждый сценарий «Пинкода» проходит научную экспертизу. Консультанты — специалисты по теме серии — нередко спорят между собой, и из этих обсуждений рождаются новые решения. Это очень дисциплинирует: приходится быть точным и в фактах, и в сюжете.
После ещё десятка головоломок сценарий был готов. Я ходила такая счастливая! Но оказалось, что его ещё надо показать главному режиссёру.
Режиссёр посмотрел мой «цирковой номер» и сказал: «Как-то скучновато. Давай мы ещё выключим свет, а ты будешь жонглировать горящими факелами?»
К этому моменту я уже была закалённым бойцом. Факелы? Отлично! Пойду осваивать жонглирование. Подбрасывая факелы, я старалась не забывать ценный совет, который дал мне один из лучших сценаристов «Пинкода»: следи, чтобы изменения не затронули главный посыл твоей истории, ее идею, задумку. Все правки должны работать на это!
Поэтому со скукой боролась, добавляя гэги, шутки и остроумные реплики, но не меняя основную идею.
Ещё одна особенность работы в «Смешариках» — сценарист участвует в просмотре аниматика, черновой версии мультфильма. Можно увидеть, как текст оживает на экране, и внести свои предложения, если что-то из задуманного смотрится не так, как хотелось бы. Это тоже непростая задача, требующая определённых навыков, потому что аниматик выглядит совсем не так, как привычный нам готовый мультфильм.
Осталось дождаться самого волнительного этапа работы сценариста — посмотреть готовую серию!

Кадр из «Пинкод 2.0». Фото: РБК
Работа над «Пинкодом» — это самая сложная и самая увлекательная работа в моей жизни. Спустя почти два года мозг перестроился. Теперь я могу пробежать по тому самому канату сто раз на дню, но магия никуда не делась, потому что этот проект меня по-прежнему заводит. Я хочу ещё проехаться по канату на велосипеде и пройтись между двумя небоскребами.
Отдельная благодарность — главному редактору «Смешариков» Марии Корниловой. За стопку бумажных платочков, которые я готовила, открывая очередную редактуру. За школу покруче любых сценарных курсов. Я долго думала, почему же от её правок мне хочется творить, даже когда она разносит ту или иную сцену в пух и прах? Наверное, все дело в призвании редактора превратить туманную проблему в захватывающую задачу с понятными условиями. Тебя сразу охватывает азарт найти решение!
Да, Смешарики не разочаровали. Оказалось, они и правда — постоянное движение вперёд. Здесь ты всё время открываешь новые горизонты, и в науке, и в искусстве рассказывать истории.
Если при прочтении вам тоже захотелось приобщиться к такой работе, дам тайную подсказку. Можно попытать счастья: например, придумать свой научный сюжет и написать такой синопсис, что главный редактор, прочитав, сама вас позовёт работать. Кто знает, может быть, именно с этого начнется ваш путь в анимацию?