— на мастер-классе в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова, сентябрь 2025.
2. «Кино — мистическая вещь. Когда мы снимали «Сибирского цирюльника» с ныне покойным Пашей Лебешевым (оператор – прим. ред. Фильм Про), ему надо было на день отъехать, а предполагалась сложная панорамная сцена. Они со вторым оператором настроили фокус, внутрикадровый монтаж, всё отрепетировали. Нужно было просто сидеть за камерой. Сняли без Паши. Всё так. И не так. Я даже объяснить не могу, почему не так... Вернулся Паша. Мы за один дубль сняли. И это было так. Почему? Что это? Для меня самого это загадка, но в этом есть та магия тактильности, прикосновения, личностного участия, отдание этому делу, этому кадру, этой сцене своего существа»,
— на мастер-классе в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова, сентябрь 2025.

Кадр из «Сибирского цирюльника»
— «Свобода без вседозволенности — наш фирменный стиль». Интервью про Академию кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. «Газета. Ru». 12.09.2016.
4. «Музыка, на мой взгляд, должна звучать тогда, когда без неё уже нельзя. Когда мы снимали «Рабу любви», Артемьев для сцены убийства главного героя написал замечательную музыку. Вот Потоцкого убивают, Вознесенская сидит с чашечкой чая, музыка. Произведение Артемьева дало квинтэссенцию эмоций, пик, которого здесь не должно быть, потому что это ещё не финал картины. Стали музыку постепенно делать тише, тише, а потом совсем убрали, оставив звук чашечки, которая бьётся о блюдце. Музыка как таковая — это допинг, который, если постоянно его использовать, перестаёт работать»,
— на мастер-классе в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова, сентябрь 2025.

Из фильма «Раба любви»
— на мастер-классе в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова, сентябрь 2025.
6. «Помните, что очень важно для актера — полностью погрузиться в работу. Бытовые проблемы, общение с родственниками и друзьями могут свести на нет всё, что было наработано накануне на съёмках... Поэтому я сторонник того, чтобы вся съёмочная группа уезжала из города в экспедицию на весь срок создания картины. Более того, даже снимая в Москве, я бронировал гостиницу для всей команды, без права ночевать дома. Результат — превосходит все ожидания!»
— из книги Н.С. Михалкова «Публичное одиночество».
7. «В силах актера только одно: все свое мастерство, весь свой темперамент, фантазию, наблюдательность использовать в роли так, чтобы обогатить ее содержанием. Тогда даже эпизод станет искусством…»
— из книги Н.С. Михалкова «Публичное одиночество».
8. «Какой критерий, по которому я выбираю актёра? Насколько долго я без напряжения и дискомфорта могу смотреть ему в лицо. Я не задумывался об этом раньше, не мог понять, почему иногда, ну, не хочется тебе поднимать глаза»,
— «Магия кино от Никиты Михалкова». «Российская газета». 28.02.2007.
9. «Режиссура — это атмосфера. Человек, способный создать правильную атмосферу и внутри кадра, и вокруг него, — это режиссер. А кто этого не умеет, может быть и хорошим человеком, и профессионалом, но это не художник. На самом деле необязательно быть художником. Ремесло, следование сюжету, умение не делать грубых ошибок в работе над сценарием и на площадке могут создать профессиональное произведение. Но полет начинается там, где есть атмосфера»,
— «Куросава украл у меня несколько сцен». Никита Михалков — о режиссуре, времени и своём месте в мировом кино». Lenta.ru. 20.10.2015.
10. «Скажу честно, не всё, что я когда-либо сделал, мне нравится безоговорочно. Но мне дорого и мнение любого человека о каждом из моих фильмов при условии, что тот, кто его высказывает, к картинам небезразличен. Если хвалят — хорошо; если ругают — пускай, главное, чтобы объясняли — за что»,
— «Для меня «Утомленные солнцем-2» — больше, чем фильм». «Кинобизнес сегодня». 24.03.2010.
11. «Я рассказываю про себя. И фильм «12» снимал о себе. Это мы. И я такой же. Во мне живут все эти герои. Смог бы я так поступить, как мой «дядя Николай»? Может быть, и нет. Скорее всего, что нет. Но очень бы хотел»,
— «Никита Михалков: Моя личность вызывает глухой, но мешающий жить протест». «Известия». 25.02.2008.
12. «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в «Кроше», фотограф сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я приближался к искусству, к брату. Но когда я вошёл однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повёл по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочёл надпись: «Стыдись. Бери пример с предков». Сейчас у меня дома нет личных фотографий»,
— из книги Ф.И. Раззакова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Кадр из фильма «Приключения Кроша»
— «А я иду, шагаю...40 лет». «Аргументы и факты». 25.06.2003.
14. «Там хорошо, где нас нет. Когда я работаю с артистами, мне кажется, что я сыграл бы лучше, чем любой из них, включая и детей и животных. Когда я работаю артистом, мне кажется, что снял бы лучше. Это, в общем-то, такой самообман»,
— из книги Александра Минчина «21 интервью».
15. «Я считаю это (воссоздание умерших актёров в фильмах с помощью ИИ – прим. ред. Фильм Про) преступлением. Это значит, что, допустим, абсолютно бездарный человек, к которому Сергей Бондарчук, или Михаил Ульянов, или Нонна Мордюкова никогда бы не пошли сниматься, при помощи искусственного интеллекта могут создать их внешние образы и, будучи в абсолютной безопасности от возможности получить от них в глаз, использовать их в интересах своей бездарности».
— «Михалков назвал преступлением использование дипфейков в кино». Интервью агентству ТАСС. 25.12.2024.
16. «У меня такое чувство, что я снимаю одну длинную картину, независимо от того, во что люди одеты, что они говорят...»
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
17. «Один раз я выгнал из группы человека, который во время съемки посмотрел на часы — мол, скоро обед? Всё. Он не мог работать в нашей команде, потому что не делился своим вниманием, своей энергией с артистом перед кинокамерой»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
18. «Без юмора в кино работать невозможно. Тогда после первой же картины ты начинаешь считать себя гением, и уже никто тебя не свернёт с этого пагубного пути. А еще лучше — быть непризнанным гением. Чтобы всю жизнь крепко квасить, ругать своих коллег и рассказывать, как бы ты сыграл или какое бы снял кино, но тебе не дали»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
19. «Есть такая таинственная и немножко наивная мысль, что если снимать как американцы, то это будут смотреть везде. Нет, мы пытаемся как американцы, — а никто не смотрит. Потому что по-настоящему интернациональным может стать только по-настоящему национальное»,
— «Куросава украл у меня несколько сцен» Никита Михалков — о режиссуре, времени и своем месте в мировом кино». Lenta.ru. 20.10.2015.
20. «Меня, например, больше интересуют не слезы в глазах актёра, а их рождение. Когда актёр в драматической сцене не знает, что ему играть, он сразу плачет, и все охают: ох, как он играет! А у него просто легко текут слёзы»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
21. «Мат — одно из великих изощренных изобретений русского народа. Есть отвратительный мат, когда на нём разговаривают в электричке, но есть мат как средство выражения крайнего состояния человека: боль, война, атака, смерть, и это оправдано ситуацией... Я сам матерщинник, но в обычной речи вы от меня этого не услышите»,
— «Михалков назвал мат великим изобретением русского народа». Lenta.ru. 28.06.2014.
22. «Люблю мультфильмы про Микки Мауса и Бэмби. Мультфильмы — очень чистый жанр: как босанова в музыке, как вестерн в кино»,
— «Правила жизни Никиты Михалкова». Esquire. Июль 2011.
23. «Для меня кинокритика умерла и заколочена в гроб»,
— на пресс-конференции РИА Новости. 12.05.2010.
24. «У меня нет кастинга, как правило. Когда мы пишем сценарий, мы уже имеем в виду конкретных людей. Это первое. Во-вторых, я ненавижу кинопробы. Мне очень стыдно видеть актера, видеть, как он хочет и как он в то же время делает вид, что ему всё равно. Я себя ставлю на его место и испытываю страшный стыд перед артистом»,
— «Национальное достояние»: Никите Михалкову — 80». «Вечерняя Москва». 21.10.2025.
25. «Вообще мамина школа была колоссальной. Вот я прихожу, жалуюсь: закрыли «Родню», картину мою. На партсобрание меня вызвали. Сидит партийный комитет в студии. Обсуждают картину. Меня попросили выйти. Тогда только появились диктофоны. Я под бумагой оставил его... Они пообсуждали меня. «Заходите». Я зашёл. «Ну, мы примем решение, посмотрим всё». Ушёл. Сел в «Жигулёнок» свой и включил запись. Ехал на дачу и слушал, что про меня говорили коллеги... Приезжаю домой к маме: «Ну, ты себе представить не можешь. Мне дали 116 поправок. Это — погубить картину». Вот это всё я ей говорю, говорю. Она сидит, вяжет. Я выговорился. Она мне: «Ну, значит, так надо». И всё. Ты представляешь, сколько за этим стоит? Тут и та свобода на берегу, и смирение, и вера в то, что всё равно всё будет нормально»,
— «Национальное достояние»: Никите Михалкову — 80». «Вечерняя Москва». 21.10.2025.
26. «Мне легко жить, потому что я абсолютно не чувствую груза мною сделанного. Нет ощущения того, что я уже всё сделал. Нет ощущения значимости мною сделанного. Карабкаться намного проще, чем удерживать высоту. Как только талантливый человек начинает чувствовать, что он хозяин своего таланта, а не проводник, он просыпается совершенным бездарем»,
— «Никита Михалков: «Для меня режиссура – это всё». «КиноРепортёр». 21.10.2023.
27. «Работа над фильмом не кончается со словом «стоп». Площадка должна все время жить. Например, в конце съёмочного дня актёры, осветители, монтажёры — мы все собираемся и играем в футбол, и это прекрасная терапия, когда во время игры уходит субординация площадки, можно ругнуться, выпустить пар»,
— «Никита Михалков: «Для меня режиссура – это всё». «КиноРепортёр». 21.10.2023.
28. «Если мы хотим достичь полёта, нужны репетиции. А на репетициях будущих сцен должны присутствовать и художники по костюмам, и техники, и операторы. Казалось бы, зачем оператору присутствовать на репетициях? Не бывает хорошей картинки, когда заметна работа оператора на площадке: задача оператора быть невидимым, чтобы его волновала общая ткань картины, а не то, как он это снял. Очень немногим операторам удается сохранить это внимание, и иногда красота картинки затмевает смысл. Если на репетиции находится оператор и видит мизансцену, он сможет приспособиться к тому, что удобно артисту, и существовать внутри истории»,
— «Никита Михалков: «Для меня режиссура – это всё». «КиноРепортёр». 21.10.2023.
29. «Тело, как великий актёрский инструмент, и психологический жест исчезают с экрана. Просто орать, надрывая жилы, способен каждый. Молчать, приковывая к себе все внимание зрителя, — вот величайший профессионализм. Если артист заряжен, если в нем есть концентрация, то остальные могут болтать о чем угодно, но все внимание зрителя будет приковано именно к нему»,
— «Никита Михалков: «Для меня режиссура – это всё». «КиноРепортёр». 21.10.2023.
30. «Все проходят гениальную систему Станиславского, но она гениальна тем, что рассчитана на людей со средними способностями. Это ПТУ — человек, не обладающий настоящим даром, изучив эту систему, может работать в профессии. Дальше идут уже Михаил Чехов, Шарль Дюллен, Питер Брук. То, что может быть освоено только теми, кто имеет настоящий дар»,
— «Никита Михалков: «Для меня режиссура – это всё». «КиноРепортёр». 21.10.2023.
31. «Образ создается не из текста. Михаил Чехов считал, что текст не значит ничего. Слово не значит ничего. Правильная атмосфера, сгусток энергии, пауза, поворот головы, один жест — в основе всего. Что должно произойти в человеке, чтобы вокабулировать то, что этот человек чувствует, что он хочет выразить. И тогда возникает психологический жест, который может заменить полстраницы текста, жест как продолжение слова. И в кино это имеет огромное значение»,
— «Никита Михалков: «Для меня режиссура – это всё». «КиноРепортёр». 21.10.2023.
32. «Сериальная актерская жизнь и медийность сократили диапазон профессии. Многие актёры боятся отойти от привычного образа, ведь тогда есть опасность, что тебя не будут снимать. Так актёры вырабатываются в одном амплуа и сходят на нет, «вымыливаются». Чтобы отказаться от того клише, от той внешности, которые, как ему кажется, приносят успех, необходимы настоящее дарование и огромная смелость»,
— «Никита Михалков: «Для меня режиссура – это всё». «КиноРепортёр». 21.10.2023.
33. «Режиссуре я учился у Михаила Ильича Ромма. Никогда не забуду, как однажды я пришел к нему домой жаловаться на чью-то ужасную несправедливость, связанную то ли с моей учебной работой, то ли с оценкой отрывка сценического. Помню только общее своё ощущение: как всегда что-то не ладилось. Как всегда казалось, что виноват кто-то другой, а не ты. Я рассказал ему то, что меня волновало. Он внимательно выслушал, а потом сказал: «Так это же колесо...» Я сразу не понял, что он имел в виду. Он продолжил: «Понимаешь, наша жизнь — это колесо телеги. А мы — это муха на ободе. Крутится колесо на солнце — муха думает, что солнце будет светить всегда, что она всегда будет греться на этом ободе, а потом вдруг шварк — в жижу, грязь, ужас!.. Но вот прошло время, и снова солнце, и опять муха сверху на колесе, и опять кажется, что будет вечно светло и тепло. А тут хлоп — опять грязь... Важно, куда катится сама телега»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
34. «Я, так сказать, по характеру такой. Если меня всё время по шерсти гладить, то я засыпаю»,
— из интервью Н.С. Михалкова В.В. Познеру в программе «Познер». 30.01.2020.
35. «Идёт падение престижа режиссёрской профессии, потому что возможность снимать на любом носителе даёт некоторым ощущение, что это уже и есть кино. Но режиссёр — серьёзная профессия, требующая знаний, умений, понимания рисунка. Новые информационные возможности, безусловно, сильно развивают кругозор человека, пытающегося заниматься кино. Но, с другой стороны, они же лишают его понимания истинной ценности кинематографа. Всё кажется слишком уж лёгким. А это мешает думать»,
— «Никита Михалков: Нужно воспитывать!». «Вечерняя Москва». 16.04.2015.
36. «Самая большая ошибка — снимать фильм, думая о том, как сделать его интересным зрителю и фестивалю. Радость должна быть нечаянной. Сделать картину на злобу дня в надежде, что она будет оценена, потому что будет актуальной, можно. Но за этим не будет ничего того, что божественно, что нельзя потрогать руками. Единственный путь к востребованности — быть самим собой»,
— «Никита Михалков: «Самая большая ошибка – сделать, как у людей». «Аргументы и факты. Омск». 29.04.2014.
37. «Почти все мои фильмы о женщине. О запретной любви. С одной стороны, как говорится, «баба — она и есть баба». А с другой — такая тончайшая вязь перламутра в отношениях, которые могут ничем не закончиться и даже не начаться, но вот эта разница температур, эта вибрация воздуха между вами, когда даже прикосновений не надо, и все понятно, и уже были друг с другом, хотя вроде бы ничего не было... »
— из книги Н.С. Михалкова «Публичное одиночество».
38. «Настоящий монтажёр — это тот человек, которому ты можешь сказать: «Ты знаешь, я бы хотел, чтобы эта сцена была чуть-чуть потеплее»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
39. «Монтаж — величайший процесс. Один из самых счастливых моментов в кинопроизводстве»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
40. «Моя профессиональная свобода основана прежде всего на том, что я никогда ничего не делал, чтобы кому-то понравиться и мне за это что-то дали»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
41. «Биологическая память — инструмент, который режиссёр даёт зрителю, чтобы тот сам этим пользовался во время просмотра картины. Образ жары — это не обязательно расстёгнутая рубашка, обмахивание газетой. Нужен образ, когда видишь и говоришь: точно, именно так и было со мной! Например: шоссе, над ним марево, чёрная машина с закрытыми окнами в ореоле дрожащего воздуха. И когда человек, перед тем как открыть дверцу машины, берёт платок, чтобы взяться за ручку и не обжечься, все понимают, какое пекло сейчас в самой машине»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
42. «За что я уважаю Балабанова, так это за то прежде всего, что он, сняв такие картины, как «Брат» и «Брат-2», позволяет себе совершенно спокойно отстраниться от этого жанра и сам же его превращает в грустную иронию над самим собой. Это высочайшее качество художника. Крупный режиссёр неизбежно вырастает над созданным им же самим жанром…»
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».

Кадр из фильма «Жмурки»
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
44. «Я не против новых форм. Всё имеет право на существование. Но только в том случае, когда ты являешься автором всего. Когда же ты берёшь «Горе от ума» или «Мёртвые души», «Братьев Карамазовых» или «Идиота», ты одновременно получаешь — хочешь этого или нет, по меньшей мере квинтэссенцию мировоззрения и творчества великого писателя — единую и нераздельную. Но эта квинтэссенция тебя, оказывается, и не устраивает. Она слишком тяжела и неудобна. Можно и по-другому сказать: чересчур тонка, неуловима для тебя. И вот ты перекраиваешь «постмодернистпостмодернистскими» портняжными ножницами всю чудную ткань его творчества. Или подгоняешь, как сводные сестры Золушки… свои толстые пятки к хрустальному башмачку»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
45. «Все роли очень сильно лично со мной связаны. Даже играя гротесковую роль в «Жмурках», я находил в себе качества, которые так или иначе перекликались с экранным образом. Может, это были какие-то ранее полученные наблюдения? Или это то, что тихо, подспудно, во мне живет все время?»
— «Никита Михалков: «Жалеть можно лишь о потерянном времени». «Фонтанка». 31.07.2009.
46. «Принято считать, что каждую ленту надо снимать как последнюю. Я же думаю — как первую. На самом деле, первое изумление, первая любовь, первое предательство, первая трагедия… потрясает сильнее, чем примерно то же самое, испытанное во второй, третий, пятый раз»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
47. «Я буду снимать кино о том, что люблю. А вот чего я не люблю, зритель должен понять, увидев и почувствовав, что я люблю»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
48. «Заканчивая какую-то работу, я не сидел на коробках с готовым фильмом в ожидании славы — достаточно легко забывал о том, что снято, и не переживал: «Ой, не дай бог теперь сделать хуже!»
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
49. «Только в первый раз я был уверен, что знаю все. Но с каждым фильмом сложнее и сложнее работать»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».
50. «Я снимаю — и я здесь весь. Нравится? Спасибо. Не нравится? Извините. Это кусок моей жизни: мой и моих друзей. Мы это сделали, ибо не сделать не могли»,
— из книги Н.С. Михалкова «Территория моей любви».