Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Я не хотел делать Мартынова однозначно виноватым»: Бакур Бакурадзе — о своём новом фильме «Лермонтов»

В интервью Ивану Кудрявцеву режиссёр рассказал, что за момент дуэли Лермонтова он не стал брать в картину, какой этап работы над любым фильмом он ненавидит и чем ему нравится кино Романа Михайлова.

Новый фильм Бакура Бакурадзе «Лермонтов» — авторская версия событий последнего дня жизни русского поэта, роль которого воплотил стэндап-комик Илья Озолин. Мы входим в историю на рассвете пасмурного кавказского утра, после ночи, бессонной (по разным причинам) для одних, и безмятежной для других. Но кажется, из тех, кто знает о назначенной дуэли, никто до конца не верит, что сегодня действительно дойдёт до «дела». «Лермонтов» в прокате с 16 октября, а ранее он открыл фестиваль актуального российского кино «Маяк» в Геленджике, где режиссёр лично представил картину.

«Я не хотел делать Мартынова однозначно виноватым»: Бакур Бакурадзе — о своём новом фильме «Лермонтов»

«Я не хотел делать Мартынова однозначно виноватым»: Бакур Бакурадзе — о своём новом фильме «Лермонтов»

© Бакур Бакурадзе/пресс-служба фестиваля «Лермонтов»

ОСТОРОЖНО! МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ!

— В истории этой дуэли много так и не раскрытых тайн. Какие из них вас взбудоражили, и вы почувствовали, что они требуют подключения вашего режиссёрского воображения?

— Один из самых спорных моментов, который очень сильно волнует людей, — это предположение, что на дуэли Лермонтов стрелял в воздух, а Мартынов после этого выстрелил в Лермонтова. Нам кажется, что надо быть большим подлецом на месте Мартынова, чтобы в такой ситуации стрелять в Лермонтова. Но, оказывается, что, по всем дуэльным кодексам и правилам, первый дуэлянт не имел права стрелять в воздух. Вот если первый человек промахнулся, тогда второй мог выстрелить в воздух. Потому что, если ты первый стрелял в воздух, это расценивалось как трусость или желание переложить ответственность на второго дуэлянта. И если у этого второго была злость на первого и намерение с ним расправиться, то таким образом первый лишал оппонента возможности это сделать. Вообще у дуэлянтов было такое негласное правило: независимо от того, стреляет первый человек в воздух или не стреляет, второй имеет право без зазрения совести в него выстрелить.

Кадр из фильма «Лермонтов»/кинокомпания СТВ/на кадре Евгений Романцов в образе Мартынова

И я задался вопросом: с какой позиции мне нужно решать этот вопрос? С позиции понимания того времени или с позиции понимания нашего времени? И я для себя решил, что Лермонтов на самом деле в воздух не стрелял. Это первое. Второе: если он держит пистолет вертикально вверх, это равноценно тому, что он стреляет в воздух. Он просто не стреляет в человека, не целится. Таким образом показывает, что он стрелять не собирается. Этого достаточно. Поэтому сам факт выстрела в воздух для меня лично ничего не добавлял. Только путал.

И я не думаю, что Мартынов настолько однозначная фигура, как его вообще пытаются представить: что он дурак, злодей, негодяй, который убил наше всё. Я думаю, он был нормальный человек со своими комплексами, со своими желаниями. Говорят, что он был хороший военный. Говорят, что на самом деле у него было плохое зрение. Достали они друг друга и решили стреляться — это их решение. Здесь, мне кажется, сложно применить к нему определение, что он негодяй. Поэтому я не хотел Мартынова делать однозначно виноватым. Я не то чтобы ему симпатизирую, но хочу разглядеть в нём человека, а не робота.

Знаю, что Мартынов очень сильно переживал из-за всего этого, всю жизнь мучился. И даже говорят, что он тайно был на могиле Лермонтова. Те, кто был на той дуэли, в своих воспоминаниях рассказывают, что будто бы Мартынов бросился к Лермонтову, когда стало ясно, что тот смертельно ранен. Поцеловал его умирающего. Это и сам Мартынов рассказал. В его показаниях на допросах, когда он сидел в комендатуре, Мартынов говорит, что Лермонтов уже практически не подавал признаков жизни. Он хрипел. «Я подошел, я поцеловал его и ушёл», — он так говорит. Васильчиков (секундант Лермонтова на дуэли — прим. ред. Фильм Про) отмечает, что Мартынов сказал: «Прости меня, Миша», — и ушёл. Но дело в том, что все эти протокольные, допросные вещи — они тоже внушают определённые сомнения.

И кстати, в этих показаниях нет ничего о том, что Лермонтов стрелял в воздух. Мартынов говорит: «Он стоял, не стрелял в меня, я ждал, ждал, а потом выстрелил». И на площадке мы пробовали сделать эту сцену, когда Мартынов подходит к раненому Лермонтову и просит прощения. Но я сложно себе это представляю. Ты в состоянии аффекта! Ты убил человека, при этом не чужого, а всё-таки своего приятеля. Наверное, можно себе представить, что он подошёл к нему, но мне кажется, это очень неуравновешенный шаг. Мы не стали его делать. Мы попробовали, сняли несколько дублей, где он говорит: «Прости меня, Миша». Неплохо он говорил, но содержания это не добавляло.
— В начале года народный артист России Николай Петрович Бурляев попросил Следственный комитет начать расследование по факту возможного убийства Лермонтова — чтобы, в числе прочего, выяснить, не было ли заговора с целью убийства. А для вас как режиссёра фильма «Лермонтов» то, что происходит в картине, – это убийство, самоубийство или ссора, которая зашла слишком далеко?

— Это как раз тот вопрос, на который все люди, изучающие эту историю, пытаются найти ответ. И однозначного ответа, естественно, никто не даст. Я склонен думать, что, скорее всего, это какое-то целенаправленное движение к акту дуэли. Лермонтов второй раз участвовал в дуэли, для него это было не впервой. Он знал, что такое дуэль. Он с Барантом (сын французского посла Эрнест де Барант — прим. ред. Фильм Про) дрался до этого на рапирах. Если внимательно читать произведения, написанные им за последние годы его жизни, то можно увидеть, как он сильно в своих стихах заигрывает с темой собственной смерти. Очень сильно заигрывает. Он описывает, как где-то лежит мёртвый, пишет письма, видит себя мёртвым во сне. Мы знаем его нетерпимость к окружающему миру. Многие люди думали на тему того, хотел ли он умирать, — это и Цветаева, и Ахматова. Они полагали, что он целенаправленно шёл на эту дуэль. И это сложно исключить, зная его характер и стихи, которые он писал.

Кадр со съёмок фильма «Лермонтов»/кинокомпания СТВ

При этом возникает вопрос, почему у Лермонтова именно с Мартыновым была дуэль, а не с кем-то другим. Почему он именно Мартынова задевал? Потому что как будто бы знал, что его можно настолько задеть и вывести из равновесия, что в результате они окажутся на дуэли. С другими этого не получилось бы. Я понял характеры всех остальных ребят. Они все были балагуры, картёжники, любили и подраться, и повоевать. Но все относились к Лермонтову как к человеку с очень капризным, тяжёлым характером, но при этом все его терпели. А Мартынов не мог терпеть. И именно с Мартыновым всё это произошло. Поэтому сложно однозначно исключить, что Лермонтов не проигрывал такой сценарий у себя в голове. Скорее всего, он хотел сыграть в эту игру.

Убийство это или не убийство, был выстрел в воздух или не был… Мне кажется, что это была обычная дуэль, настоящий поединок. При том, что правила дуэли были жёсткие: у них было не по одному выстрелу, а по три. То есть даже если бы Лермонтов выстрелил в воздух, Мартынов мог сказать: «Перезаряжаем пистолеты и заново стреляем». Условия были практически смертельные.

— Эти условия воспроизведены вами на экране с документальной точностью. Расстояние двух фуражек на барьере — 12 метров, и от каждой фуражки в каждую сторону ещё по 8 метров.

— Да, но в разных показаниях немного разные данные указывают: кто-то говорит, что от барьера до исходной было 10 шагов — даже не метров, — а кто-то говорит, что 12 метров было между барьерами, у кого-то — 10, у кого-то — 15. Я взял средний.

— Вы пробовали понять — как автор автора — этот настрой человека к жизни на том этапе творческой судьбы, на котором находился Лермонтов? Понять, почему он мог так играть со смертью?

— Безусловно, и это тоже вопрос для широкого обсуждения. Во-первых, весь его романтизм строится на борьбе с миропорядком. Во-вторых, он был несчастен в своём детстве, это всем известно. Он рос сиротой, мать умерла, когда ему было два года, отец скончался, когда Лермонтов был подростком. Бабушка была достаточно деспотичная, хоть её и рисовали у нас на уроках литературы как ласковую и добрую. Но это был монстр. И, конечно, это очень сильно на него повлияло. Неразрешённая любовь с Лопухиной (Варвара Лопухина Бахметева, сестра московского друга Лермонтова — прим. ред. Фильм Про): ей не дали выйти замуж за Лермонтова, выдали за другого.

Сам Лермонтов был некрасивый, хромой, болезненно переносил ситуацию в стране. Он считал, что последние люди, с которыми ему интересно общаться, — это декабристы. Думал, что после декабрьского восстания мир согнулся в какую-то непонятную трубочку. И смерть Пушкина на него сильно повлияла. И мы знаем, что время правления Николая I было жёстким: царила мощная цензура, все за всеми следили и так далее. Тогда, собственно говоря, Николай I, по-моему, и учредил свою собственную канцелярию (Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под началом графа А. Х. Бенкендорфа — прим. ред. Фильм Про). То есть свободы не было, а Лермонтов хотел свободы. И в своей поэзии, и в прозе — везде он ссылается на свободу. Во всех его произведениях говорится либо о борьбе с несвободой, либо о поиске свободы. И он находил эту свободу в тех местах, где нет людей — в горах Кавказа, ночью, среди зверей…

Кадр из фильма «Лермонтов»/кинокомпания СТВ/на кадре Илья Озолин в образе Лермонтова

Так он был сложён. Думаю, он понимал, что этот его бунт, протест, который в какой-то мере был чуть ли не главной отправной точкой его творчества, не может продолжаться вечно. Всё равно ему придётся как-то измениться, потому что сложно себе представить 50-летнего человека таким же, каким был Лермонтов в 26. Поэт Борис Рыжий в 26 лет абсолютно непредсказуемо взял и [покончил с собой]. Мне кажется, он не мог попрощаться с самим собой, с таким, какой он есть. Надо было стать другим, надо было повзрослеть. А Лермонтов, хоть и был романтиком и в чём-то лириком, а, может быть, в чём-то даже инфантильным, всё равно задал какую-то очень взрослую планку мужественности через свою поэзию. Одинокого самурая. При этом очень нежного и тонкого. Он был на пике своего творчества, когда погиб. Может быть, написал бы ещё множество гениальных вещей. Но он как будто ощущал, что приходит его время как фигуры, как Лермонтова — одиночки, поэта, романтика.

— Почему на роль Лермонтова взяли стендап-комика Илью Озолина? Он ведь не обычный комик. Я смотрю его стендапы, и они производят интересный эффект — я не смеюсь. Может быть, потому что он вызывает смех другой природы, какой-то внутренний смех. Ты не смеешься голосом, а смеешься как-то внутри себя, немножечко с грустью.

— Потому что он именно комик — он актёр и не актёр в то же время. И такое сочетание как будто бы даёт возможность не заходить к нему с экзистенциальной стороны. Но и где-то её трогать. Потому что всё-таки актёрская игра репрезентативна всегда. И даже экзистенция, она тоже имеет репрезентативный характер. В силу того, что Лермонтов представляется мне человеком, с одной стороны, очень глубоким, а с другой стороны, постоянно заигрывающим с окружающим миром, то вот эту середину и нужно было найти. И я никак не мог понять, где мне нужно искать – среди не-актёров или среди актёров.

И когда появился такой человек — комик, который одновременно и тот, и тот — я понял, что это правильный выбор. То, что в фильме «Двадцать дней без войны» играет Никулин, — это не случайно. Это не было ситуацией, когда Герман искал среди актёров и нашёл Никулина. Нет! Он искал среди актёров, а нашёл комика. И только тогда, когда я нашёл Озолина, я отрефлексировал, на самом деле, что мне повезло случайно. Я не прогнозировал этого заранее.
— Всё-таки что за природа у его юмора? Как будто он понимает, о каких серьёзных вещах мы говорим, понимает, что на самом деле всё очень серьезно.

— Да, за его юмором стоит экзистенция, вот в чём дело. Есть что-то смешное, а рядом есть вечность, а рядом есть философия. И может быть, поэтому он не очень смешон для зрителя.

— В вашем фильме всё какое-то поразительно настоящее. Художественная правда в нём есть, и она убедительна. Легко ли сегодня в России такую убедительность создать? Мы видим много блестящих исторических фильмов в мировом кино сегодня, голливудских и не только. Играючи люди создают и разрушают миры разных эпох и времен. Наша индустрия не такая богатая пока. Но при этом берём и делаем вот такие убедительные вещи.

— Наш кинематограф за последние, наверное, 20 лет, на мой взгляд, сделал очень серьёзные шаги. Вперёд, назад, вбок — я не знаю куда, но серьёзные. Потому что в 90-е годы кино у нас практически не снималось, при этом изменилась страна, пришли новые поколения, а кино, из-за того что у него был такой большой интервал, потеряло связь со зрителем. Непонятно было, что это за зритель пришёл. И эту связь пришлось находить заново, чтобы эти коды стали узнаваемы. Потому что любое искусство — это некие конвенции, через которые мы разговариваем. Нет такого, что это стопроцентно должно быть как в жизни. Так точно не сделаешь и не нужно делать, потому что всё равно степень условности должна присутствовать.

И эти коды нарабатывались. Сегодня есть очень много примеров, когда создаются определённые языки, которые уже понятны зрителю. Они могут быть приближены к жизни, а могут быть условными, жанровыми. А добиться такой же достоверности в исторической картине и при этом не жанровой – это немного другая задача. Во всех моих фильмах люди существуют близко к тому, как мы это видим в жизни. Конечно, не совсем так, но близко. В исторической же картине мне пришлось лишний раз напрячься, подумать, как это должно быть, потому что хотелось этих персонажей показать не такими, какими мы сейчас являемся, а такими, какими они были тогда. Но при этом, чтобы они были узнаваемыми. И вот эту грань сложно найти.

В результате мы всё-таки немного изменили язык и пришли к такой нейтральной интонации, чтобы не особо чувствовался говор московский, питерский или какой-нибудь свердловский. Чтобы был ровный язык, но при этом современный. Потому что основная задача была сделать так, чтобы эти ребята воспринимались современниками своего времени. И вроде бы это получилось.
Но мне кажется, что у нас в стране уже с этим проблем нет. Например, я посмотрел недавно сериал Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно». Вообще вопросов нет. Человек гениально работает с актёрами, создаёт практически любой формат достоверного общения в кадре — и реалистичный, и условный, и криминальный. Дай ему сделать фильм на историческую тему — я уверен, что он его сделает легко.

— Мы знаем вас как спокойного человека. Какой этап работы над фильмом для вас оказался самым неспокойным? Когда шкала вашего беспокойства находится в красной зоне?

— Фильм для меня особо этапов не имеет, потому что он делается с момента придумки идеи до завершения. Ты просто постоянно делаешь одну и ту же работу. Ты всегда думаешь о фильме, и этот процесс у тебя не прекращается. Но есть моменты, которые больше зависят от твоих возможностей, а есть моменты, которые меньше зависят от твоих возможностей. Например, в написании сценария мне легче ориентироваться, потому что там всё зависит только от меня. И я надеюсь на себя, знаю, что могу ошибиться, что может не получиться, но определённая степень доверия и надежды на себя у меня есть. Съёмки тоже процесс относительно контролируемый, если я к ним хорошо подготовился, если у меня сильная команда, актёры, если мы все друг к другу доверяем. Если все находятся в зоне доверия, то горы можно перевернуть, всё что угодно сделаешь.

А вот монтаж — очень сложный процесс, потому что ты не всегда понимаешь, что из этого должно произойти. Материал поэтому и называется материалом, что он даёт очень косвенные подсказки. Он точно никогда тебе не скажет, что это за фрукт должен быть. И самый непредсказуемый период для меня — это подготовительный период и особенно кастинг. Потому что ты ищешь иголку в стоге сена и можешь не найти. Приходят люди, которые совершенно не понимают, что за формат ты делаешь, на каком языке, в какой тональности это должно быть. И каждый человек, когда он предлагает себя, то предлагает совершенно в разных ключах. Каждого приходится как-то приземлять. И это очень серьёзная и энергозатратная работа. И если можно сказать, что я какой-то процесс кино не люблю или даже ненавижу, — то это кастинг. Это, естественно, шутка.

Но в какой-то момент наступает спокойствие. Ты понимаешь, что даже если в фильме (например, в монтаже) не совсем точно у тебя что-то получилось, даже если ты где-то ошибся, но ты его принял, — то всё. Это как ребёнок. Он не может быть идеальным, каким ты его себе нарисовал. Это отдельный человек со своей психикой, со своим характером. Но ты его принимаешь. Главное, чтобы ты его увидел цельным. Как только ты фильм увидел цельным, как только ты почувствовал силу, — то в какой-то момент фильм тебе эту энергию обратно отдаёт. И как только ты её получил — всё, фильм готов.
Бакур Бакурадзе

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100