О программе фестиваля подробнее можно узнать здесь, а мы в свою очередь пообщались с куратором кинопрограммы фестиваля Александрой Ахмадщиной, которая рассказала нам, как же создаются такие мероприятия:
— Работа над программой фестиваля идёт весь год, без перерывов. Мы в обязательном порядке следим за программами всех больших международных смотров.
Тут стоить отметить, что в последние годы африканские фильмы обязательно становятся участниками всех главных фестивалей: Каннского, Берлинского, Венецианского, фестивалей в Локарно и Роттердаме, конечно, Сандэнса.
Интерес к фильмам с Африканского континента растет, сама география расширяется: на фестивалях традиционно много фильмов из Сенегала, Нигерии, Кении, но появляются и новые территории, например, Лесото. Ещё один важный для нас фестиваль — FESPACO — главный киносмотр в Африке, который проводится каждые два года в Уагадугу, столице Буркина-Фасо.
На открытии нашего фестиваля в этом году мы показываем фильм «Катанга. Танец скорпионов» режиссёра Дани Куяте, который стал настоящим триумфатором последнего FESPACO: у картины несколько наград, включая главный приз. Это очень необычная экранизация Шекспира: черно-белый афро-нуарный триллер, действие происходит в африканской стране, герои говорят на фула (один из языков Буркина-Фасо) и ловко управляются с АК-47.
— Долго ли собирается программа? Бывает ли такое, что ещё задолго до фестиваля вы видели какой-то фильм и брали себе на заметку?
— Да, конечно. К тому же есть режиссёры, за творчеством которых мы внимательно наблюдаем. Например, Лемоханг Джеремайя Мозес. На первом фестивале, в 2023 году, мы показывали его картину «Это не похороны, это — воскресение». Этот фильм был выдвинут на соискание премии «Оскар» от Лесото, и это первый раз в истории, когда Лесото подавало заявку на премию. В этом году в программу фестиваля включена последняя картина режиссёра — «Видения предков о будущем», очень красивое и поэтичное кино о поисках себя и дома.
— Какие фильмы попадают на фестиваль? По каким критериям вы их отбираете?
— Открытого конкурса нет, все фильмы к участию приглашает наша команда. Для нас важны три критерия: форма, содержание и география. Мы ищем истории, которые, с одной стороны, аутентичны локальной культуре, а с другой, универсальны и понятны каждому. Для нас важно, чтобы с визуальной точки зрения кино захватывало и увлекало. И, конечно, мы стремимся к географическому разнообразию: в программе фестиваля как фильмы из Северной, так и Чёрной Африки.
В этом году на фестивале есть и специальная программа от Госфильмофонда, которая проходит в «Иллюзионе». Тут особое внимание хочу обратить на фильм Усмана Сембена «Чернокожая из». Это первый африканский полнометражный игровой фильм. Абсолютный шедевр, снятый «отцом» африканского кино.
— Какую тенденцию в развитии африканского кино вы заметили по фильмам этого года? Какие темы преобладают? Какие жанры?
Кино Африки очень разное. Нет одной единой африканской культуры. Это 55 стран, в каждой из которой свой язык, а то и несколько языков, а значит и культур. И мы бы мечтали в будущем делать не фестиваль кино Африки, а отдельный фестиваль кино Сенегала, отдельный — кино Кении, отдельный — Нигерии и так далее.
Есть одна общая тенденция, которая близка многим африканским фильмам. Это особое отношение с реальным и фантастическим, магическим. Разделения на магическое и реальное там как будто бы не существует. Тут я процитирую Дани Куяте, режиссёра фильма «Катанга. Танец скорпионов». На вопрос, как связаны Шекспир и Африка, он отвечает, что Шекспир — африканец, потому что он «всегда работает между видимым и невидимым, между естественным и сверхъестественным. Это вселенная, которая полностью африканская».