Судьба мира? Опять на его плечах. Враги? Уже предвкушают его падение. Но Хант знал правило: «Миссия невыполнима — это не приговор, а вызов».
В финальной части франшизы герой совершает грандиозное путешествие по миру, но в основе лежит простая, почти классическая история: после событий «Смертельной расплаты» Хант и его команда должны остановить вышедший из-под контроля искусственный интеллект, известный как «Сущность», прежде чем он развяжет ядерную катастрофу.

© Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
Но «Миссия невыполнима» — это не только про сюжет, но ещё и про умопомрачительные трюки, которые, по негласному правилу франшизы, выполняют сами актеры. По крайней мере, когда это возможно. А если речь идёт о Томе Крузе — то всегда.
В предыдущих «Миссиях» актёр уже успел испытать себя на пределе возможностей: взбирался по стеклянному фасаду Бурдж-Халифы — самого высокого здания в мире, висел на борту взлетающего военно-транспортного самолёта A400M, совершал головокружительный прыжок на мотоцикле с края скалы. Однако в новом фильме ему предстояло пойти ещё дальше.
Полное погружение
Сцена с переворачивающейся подлодкой стала одной из самых напряжённых и технически сложных. Её создание потребовало уникальных решений и тщательной подготовки.Основой для съёмок послужил гимбл — стальная решётчатая конструкция в форме цилиндра диаметром 18 метров и весом 1000 тонн. Это гигантское сооружение могло поворачиваться на 360 градусов, наклоняться на 45 градусов в любую сторону и полностью погружаться в резервуар с 8,5 миллионами литров воды. Внутрь гимбла помещали модульные декорации, имитирующие отсеки подлодки. Каждый блок загружали отдельно, что позволяло менять обстановку в зависимости от сцены.

© Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
Том Круз выполнял сцены в водолазном костюме Mark VII, который весил 56 кг, что затрудняло его движения, но режиссёр решил обыграть и это — среда превратилась в своего рода клей, который не отпускает героя.
По словам Маккуорри, несмотря на то, что зритель заранее догадывается: герой выживет, ведь фильм только начался — важно было заставить его сомневаться в этом. Поэтому сцена построена так, чтобы выход из ситуации казался практически невозможным.
Против ветра
Финальному экшен-эпизоду франшизы предстояло стать самым масштабным, опасным и технически сложным трюком в серии. Сцена, в которой Итан Хант должен отнять у антагониста, сбежавшего на биплане, кнопку самоуничтожения, потребовала четырёх с половиной месяцев подготовки.Изначально консультанты по винг-вокингу (ходьбе по крылу) заявили, что задуманный трюк, в ходе которого герой повисает между крыльями биплана, невозможен. Однако Круз и Маккуорри не стали отказываться от этой идеи и нашли других специалистов, готовых помочь воплотить её в жизнь.

© Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
Подготовку начали с малого: сперва актёр просто выходил на крыло, проверяя, как его тело реагирует на перегрузки. Во время одного из тестов Круз лежал на тросе и его буквально прижимало к конструкции с такой силой, что трос мог разрезать тело при неправильном распределении нагрузки.
Сцену снимали в Южной Африке после сезона дождей, когда ландшафт был особенно живописным. Однако погода добавила рисков: при падении температуры даже на 2 градуса Крузу грозило переохлаждение всего за 12 минут. Кроме того, на актёра дул ветер со скоростью более 200 км/ч, что затрудняло дыхание и замедляло каждое движение — в таких условиях даже просто поднять руку было огромным трудом.

© Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
«Тебе нужно выбраться из кабины, понимая, что, как только ты выходишь из-за козырька, оказываешься в другом мире — словно на другой планете», — поделился Маккуорри впечатлениями от выхода на крыло. Попробовав трюк на себе, постановщик заключил, что даже 30 секунд в полёте ощущаются как изматывающая тренировка — сцену было решено переработать.
Отдельную опасность представляла высота, вернее, её недостаточность — самолёт летел пугающе низко. Маккуорри утверждает: любой просчёт угрожал обернуться трагедией.
«Запас для ошибки — ноль. Двигатели работают на полную, и если возникнет нисходящий поток — подняться уже не получится. Ты падаешь и всё», — пояснил режиссёр. К счастью, последняя миссия Итана Ханта обошлась без критических ситуаций — по крайней мере на съёмочной площадке.
«Волнуюсь ли я? Только после. Во время работы нельзя позволять себе испытывать стресс или тревогу. Всё это — отвлекающие факторы, которые могут привести к ошибке», — признаётся Маккуорри. — «Здесь нет места лихачеству или ковбойскому отношению. Всё строго регламентировано, отработано почти как в военной операции», — подытожил режиссёр.